Главный прокурор Украины дал интервью, показанное в среду на Hill.TV. В нем он рассказал о начале расследования, цель которого выяснить, не занимались ли правоохранительные органы Украины организацией преднамеренных утечек финансовой информации о тогдашнем председателе штаба Трампа Поле Манафорте в ходе президентской кампании 2016 года, чтобы помочь на выборах Хиллари Клинтон.
Утечка в американские СМИ информации из так называемой «черной бухгалтерии» вынудила Манафорта уйти из предвыборного штаба Трампа и стала причиной одного из главных обвинений в расследовании сговора с Россией, которое упорно преследует Трампа и мешает ему последние два с половиной года.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко начал расследование, так как один украинский депутат опубликовал аудиозапись, свидетельствующую о том, что правоохранительные органы этой страны обнародовали финансовую документацию Манафорта, чтобы помочь штабу Клинтон.
Этот депутат также получил постановление суда о том, что данная утечка информации равноценна «незаконному вторжению в американскую избирательную кампанию», сказал мне Луценко. По его словам, аудиозапись является достаточно серьезным аргументом, чтобы начать расследование. Луценко также обеспокоен тем, что соответствующие правоохранительные органы Украины в то время часто контактировали с американским посольством в Киеве.
«Сегодня мы начинаем следствие по этому уголовному делу, и мы дадим правовую оценку данной информации», — сказал мне Луценко.
Однако надо полагать, что генеральный прокурор, депутат парламента и суд обладают достаточным весом, чтобы внимательно изучить их утверждения и проанализировать аудиозапись.
Кроме того, никому так и не удалось разгадать, каким образом документы из черной бухгалтерии Манафорта попали в американские СМИ. Они всплыли спустя два года после того, как ФБР провело расследование в отношении Манафорта по вопросу его коммерческой деятельности на Украине, но в 2014 году отказалось его продолжать за недостаточностью улик.
У нас есть убедительные доказательства того, что отставной британский шпион Кристофер Стил начал собственное расследование, составив на его основании скандальное досье о сговоре с Россией. С декабря 2015 по февраль 2016 года у него состоялась серия бесед с высокопоставленным чиновником из министерства юстиции Бросом Ором (Bruce Ohr) о получении компромата на Манафорта.
Мы знаем, что ФБР начало работу в американском посольстве в Киеве, чтобы помочь следствию по делу Украины/Манафорта (такая практика в порядке вещей, когда расследование ведется за границей). Мы также знаем, что оно использовало Стила в качестве информатора в начале расследования против России. А еще нам известно, что штаб Клинтон воспользовался услугами одной юридической фирмы, чтобы платить Стилу за работу по поиску компромата на Трампа, способного помешать ему стать президентом, и что в это же самое время Стил помогал ФБР.
Все эти хитросплетения вкупе с новыми заявлениями украинского генпрокурора дают все основания для проведения серьезного и тщательного расследования.
Если сотрудники украинских правоохранительных органов, часто работавшие с американским посольством, действительно организовали утечку документов Манафорта в попытке повлиять на выборы в США в интересах Клинтон, то общество имеет право знать, что, кому и когда было известно.
Интервью Луценко телеканалу «Хилл» поднимает еще один важный вопрос. Между американским посольством и украинским генпрокурором, которому Америка доверила борьбу с коррупцией в стране-союзнице, сложились неблагополучные отношения.
В своем интервью Луценко обвинил американское посольство времен Обамы в том, что оно в 2016 году мешало ему вести дела о коррупции. Он сказал, что американский посол передала ему список лиц, против которых нельзя проводить расследование, а потом отказалась сотрудничать в начале расследования по делу о хищении американской помощи на Украине.
Луценко передал мне письмо из посольства в доказательство своих слов. Оно показывает, что американская представительница действительно просила его отказаться от расследования дела о хищении средств. «Мы серьезно обеспокоены проводимым расследованием и считаем, что для него нет никаких оснований», — написал в свое время в прокуратуру сотрудник посольства по имени Джордж Кент (George Kent).
В среду Госдепартамент выступил с заявлением о том, что он больше не оказывает финансовое содействие ведомству Луценко в его борьбе с коррупцией и считает его заявления по поводу списка «неприкасаемых» «откровенной фабрикацией».
Но я могу подтвердить, что Луценко не единственный, кто жалуется на американское посольство в Киеве.
В прошлом году член палаты представителей Пит Сешнс (Pete Sessions), будучи председателем комитета по регламенту, написал неофициальное письмо госсекретарю Майку Помпео, в котором попросил его отозвать американского посла на Украине, заявив, что та делает уничижительные заявления о Трампе.