Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Le Monde (Франция): китайские инвестиции на Балканах — палка о двух концах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайские инфраструктурные проекты уже давно выходят за границы Китая и перемещаются в Европу, особенно заинтересованы в помощи Поднебесной страны с плохо развитой инфраструктурой. Китайская компания планирует построить мост в Дубровнике. Хорватию устроило предложение Пекина, цена у них на 20% ниже, чем у австрийской компании. Однако есть опасения, что европейская страна впервые может попасть в «долговую ловушку» Пекина.

Китайский премьер Ли Кэцян провел в пятницу в Хорватии встречу с лидерами Центральной и Восточной Европы. ЕС, в свою очередь, с недоверием смотрит на эту группу «17+1».

На улице шел проливной дождь, и Ли Кэцян увидел в этом знак. «Надеюсь, что Пелешацкий мост станет высококачественным проектом, который выстоит под любым дождем и ветром», — заявил 11 апреля китайский премьер. Мост протяженностью в 2,4 километра должен быть закончен в январе 2021 года, а работы уже начались. Меньше, чем через два года Хорватия перестанет быть разделенным надвое государством. Сегодня попасть с севера страны в исторический город Дубровник по суше можно только через территорию Боснии и Герцеговины.

Китайская компания по строительству дорог и мостов понимает, что этот проект стал для нее поворотным моментом: гигантское китайское госпредприятие впервые получает заказ, который на 85% финансируется Европейским союзом. Китай хочет сделать его примером для всех своих инициатив на Балканах. «Порты, железные дороги и автомагистрали в первую очередь привлекают к себе внимание китайских предприятий, как, наверное, и аэропорты», — отмечает Йосип Скорич (Josip Skoric), генеральный директор занимающейся проектом компании Hrvatske Ceste.

Пекину на руку и положительное отношение хорватской общественности к проекту, который она считает символом национального объединения. «Иногда уходит час, чтобы перебраться через границу, и столько же на обратный путь. Китайские рабочие начали прибывать прошлым летом и быстро продвигаются вперед. Они позволят исправить этот исторический абсурд», — говорит Ивана Яркович (Ivana Yarkovich) кассир из магазина в селе Комарна, где начинает путь мост стоимостью в 420 миллионов евро, и разместились китайские инженеры.

Раздражение ЕС

Европейский союз, в свою очередь, не пытается скрывать раздражения при виде того, как новые члены распахивают двери перед Китаем, в то время как Брюссель повышает тон в диалоге с Пекином, называет его «системным соперником» и обвиняет в непредоставлении симметричного доступа на свои рынки. «Участвовавшим в тендере компаниям пришлось не по душе то, что китайские цены были намного ниже, но у китайцев явно есть опыт, если судить по нынешним темпам строительства», — не согласен Йосип Скорич. Так, китайцы запросили на 20% меньше австрийских конкурентов.

«Если у Западной Европы есть какие-то проекты с Китаем, то все хорошо, но если тут инвестируют китайцы и все обходится без нее, у нее сразу возникают возражения», — иронизирует Синиса Малус (Sinisa Malus) из Китайской ассоциации бизнеса Юго-Восточной Европы, которая занимается продвижением китайского присутствия в регионе. Он с удовольствием отмечает массовое прибытие китайских туристов, хотя и признает, что для привлечения большего числа людей потребовались бы прямые рейсы и магазины премиум-класса, как в Милане и Париже.

Китай без колебаний играет на разногласиях между экономически развитой Западной Европой (ей не по душе, что она не может активнее продвигать свой экспорт в Поднебесную) и Центральной, Восточной и Южной Европой, которая нуждается в инфраструктуре и инвестициях (и зачастую не слишком разборчива в их источниках).

Китайская долговая «ловушка»

Пекин запустил в 2012 году ежегодный форум с главами правительств второй группы: «16+1». На встрече в Дубровнике 12 апреля он превратился в «17+1» в связи с подключением Греции. Афины уже стали дверью в Европу для Пекина: порт Пирея полностью находится в руках Китая с 2017 года. Теперь он нацелен на формирование регионального инфраструктурного коридора для сбыта своей продукции и укрепления стратегических дружеских связей.

Как бы то ни было, упреки в адрес Пекина звучат и в этой группе. В Черногории китайские рабочие строят участок магистрали в 41 километр (власти хотели бы продлить ее до 165 километров) от побережья до сербской границы через столицу Подгорицу. Полученный от Китая кредит увеличил долг страны до 80% ВВП, а объемы движения по магистрали не могут сделать инвестицию рентабельной. При этом у государства нет средств для строительства дальнейших участков. Критики указывают на перспективу того, что европейская страна впервые может попасть в «долговую ловушку» Пекина, как это уже видели на примере Шри-Ланки. «Китайцы пользуются форматом „16+1", потому что он не представляет собой единую группу. В результате они могут навязать свои условия и рабочих маленьким странам. Результат выглядит спорным», — подчеркивает один словенский бизнесмен.

В то же время предложенные Китаем возможности кажутся крайне привлекательными другим. «Их инвестиции в инфраструктуру в рамках „нового шелкового пути", представляют собой невиданное явление в мировом масштабе», — говорит мэр Крапинске-Топлице (бальнеологический курорт с населением в 5 400 человек в 45 километров на северо-запад от Загреба) Эрнест Свазич (Ernest Svazic). Он уже вел переговоры с представителем китайской компании Zhongya, которая должна взять на себя реконструкцию главной гостиницы города. «Для китайцев мы, наверное, мелкий поселок, но они относятся к нам с уважением», — улыбается он. Кроме того, Эрнест Свазич отстоял свое мнение по архитектуре гостиницы: китайцы хотели бы возвести высокую башню, но он посчитал, что она выделялась бы на фоне пейзажа. Партнеры согласились пересмотреть проект.