Почти 30 лет назад Куба пережила один из худших кризисов в своей истории, и теперь призрак «особого периода» снова подкарауливает Кубу. Эта рана на теле страны вновь дает о себе знать в нынешние трудные времена, когда Куба страдает от неэффективной экономики, новых санкций со стороны США и колоссального фиаско одного из своих главных союзников — Венесуэлы.
«Это были очень трудные времена, которые сделали нас жестокими и эгоистичными», — эти слова актера Луиса Месы приведены в книге «Не стоит плакать», которая посвящена суровым 90-м годам, когда после распада Советского Союза страна осталась в тупиковом положении и без финансовой поддержки.
Бывший президент Фидель Кастро назвал это «особым периодом в мирное время». Тогда начался спад кубинской экономики, и многие предвещали крах Революции, которая вынуждена была пройти одно из самых суровых испытаний.
Куба в одночасье осталась без своего главного спонсора. Кубинцам на собственном опыте пришлось познакомиться с дефицитом, который вскоре стал хроническим. Для подавляющего большинства граждан возникла потребность в постоянной скупке продуктов питания и предметов гигиены «на всякий случай, вдруг они больше не появятся в магазинах».
Сейчас повторение данного сценария вполне вероятно. Причин хоть отбавляй. В середине месяца правительство объявило о разработке мер по предотвращению коллапса 90-х годов. Экономический кризис становится все более реальной угрозой для Кубы, учитывая то, в каком плачевном положении находится Венесуэла, главный экономический союзник Кубы, который сейчас снижает экспортные поставки нефти.
Белый дом вводит новые санкции: теперь любой гражданин США, чья собственность на Кубе была национализирована после революции, может подать судебный иск против иностранных лиц, которые могли получить прибыль с этой собственности. Эти санкции ограничат денежные переводы и еще больше затруднят передвижение для тех кубинских граждан, которые пытаются помочь национальной экономике иностранными инвестициями и туризмом. В стране, которая зависит от внешних факторов, дефицит долларов будет усугубляться.
«Кризис 90-х годов был очень жестокой школой, худшей из всех. Не было еды, не было одежды, не было электричества, не было горючего для приготовления пищи. Для многих трехразовое питание было роскошью», — рассказывает агентству «ЭФЕ» Альберто, учитель на пенсии, который «до сих пор испытывает дрожь», когда вспоминает, как его дети плакали от голода, а он плакал, глядя на них.
Это была эпоха инноваций и творчества, столь необходимых для выживания. Тогда же юмор стал отражением невероятной способности кубинцев к возрождению. Кошек, которые шли в пищу, называли «кроликами на крыше», а потереть грязные руки с водой называлось — помыть руки с «ангольским мылом».
Городские жители научились выращивать продукты на любом клочке земли и ездить в деревню, чтобы обменять одежду на еду, тоже не без приключений, поскольку общественный транспорт сократился более чем на 90%.
Показатели качества жизни резко снизились и в сельских районах. Массовый отток в города и нехватка рабочей силы до сих пор сказываются на сельском хозяйстве Кубы.
«Я отношусь к тому поколению, которое называют "детьми особого периода". Все мое детство постоянно отключалось электричество, а когда его давали, то мы слушали выступления Фиделя Кастро по телевизору. Были вечные очереди в магазинах, длинные поездки на велосипеде и расставания. Я опомниться не успела, как больше половины моих друзей уехали из страны», — вспоминает инженер Алисия, которой сейчас 33 года. Тысячи кубинцев эмигрировали в США в 1994 году, когда в августе правительстве заявило, что те, кто хочет покинуть страну, могут это сделать.
«Мне страшно даже думать о том, что это может повториться. Мне кажется, я не смогу снова пережить это», — говорит 63-летняя Пакита, услышав в речи бывшего президента Рауля Кастро знаменитое обозначение тех лет — «особый период». 10 апреля прошлого года Рауль Кастро призвал кубинцев «готовиться к худшему варианту развития экономики», поскольку все явственнее становится нехватка многих продуктов: молока, яиц, курицы и муки.
«Каждый раз, когда границы намереваются открыть, происходит что-то страшное. Это становится проклятием, преследующем нас», — сказал недавно кубинский писатель Леонардо Падура, говоря о проблемах в стране.