Ситуация в Венесуэле и реформа ВТО углубляют раскол в группе БРИКС и ставят под вопрос саммит, который должен состояться в Бразилиа 13 и 14 ноября.
В том, что касается Венесуэлы, соотношение сил в блоке — четыре к одному: Китай, Россия, ЮАР и Индия занимают позицию, противоположную бразильской, а Бразилия присоединилась к лагерю США.
В отличие от Бразилии, ни одна из четырех стран не признает легитимность правительства самопровозглашенного временного президента Хуана Гуайдо (Juan Guaidó), и все они выступают против какого бы то ни было внешнего вмешательства.
В январе МИД Индии опубликовал заявление, в котором говорится, что «поиск политического решения — дело исключительно венесуэльского народа, люди сами должны преодолеть разногласия путем конструктивного диалога и дискуссий, без применения насилия».
В апреле индийский МИД заявил о том, что его позиция не изменилась.
В прошлом году Венесуэла была четвертым крупнейшим поставщиком нефти в Индию, которая импортирует 80% используемой нефти.
В феврале этого года страна достигла рекордных показателей импорта нефти из Венесуэлы.
Но после давления, оказанного Соединенными Штатами в марте, покупки резко снизились. В настоящий момент Индия находится в сложной ситуации, поскольку из-за американских санкций ей также пришлось свернуть поставки нефти из Ирана, который является одним из ее основных поставщиков.
Несмотря на это, Индия не собирается принимать меры, враждебные диктатору Николасу Мадуро (Nicolás Maduro), как это делает Бразилия.
Южная Африка, Россия и Китай занимают менее амбивалентную позицию и ясно дают понять, что попытки Гуайдо захватить власть, по их мнению, суть государственный переворот, и что на данный момент они продолжают оказывать поддержку Мадуро.
В Совете Безопасности ООН все они проголосовали против выдвинутой США резолюции о признании Гуайдо.
«БРИКС всегда был браком по расчету: его члены не имеют друг с другом ничего общего, но они прилагают все усилия к тому, чтобы этот союз работал», — говорит посол Ренгарадж Вишванатан (Rengaraj Viswanathan), бывший директор по Латинской Америке в министерстве иностранных дел Индии.
«В условиях внешней политики Бразилии, предложенной Болсонару, эти различия стали проявляться особенно четко. Болсонару не питает ни малейшего интереса к Индии и Южной Африке, кроме того, он неоднозначно относится к Китаю. Он не заинтересован в союзе с незападными странами, поскольку, видимо, желает утвердить Бразилию в качестве западного христианского государства, разделяющего позиции Соединенных Штатов», — говорит Вишванатан, который служил в Венесуэле и Аргентине.
По его мнению, Индия проводит более прагматичную политику: она, в зависимости от ситуации и преследуя собственные интересы, присоединяется то к Китаю, то к США — к тому же извлекает выгоду из вражды между двумя сверхдержавами.
По словам официальных лиц, с которыми побеседовала «Фолья», бразильское правительство делает все возможное, чтобы исключить Венесуэлу из повестки дня стран БРИКС и сосредоточить внимание участников саммита на таких темах, как технологии, цифровые инновации, борьба с терроризмом и отмывание денег. Однако проигнорировать слона в комнате будет непросто.
Еще одна деликатная тема — реформа ВТО. На встрече, прошедшей на минувшей неделе в Индии, Бразилия вновь отмежевалась от прочих членов блока.
Она не стала подписывать предложенную Дели декларацию, цель которой — решительно отклонить предложение США об изменении специального и дифференцированного режима в рамках ВТО. Вашингтон утверждает, что при таком раскладе Китай и Индия получат безмерные выгоды.
Данный механизм позволяет продлевать сроки торговых соглашений и обеспечивает более гибкие условия для так называемых развивающихся стран.
Кроме того, Бразилия расходится с Индией по вопросу о защите сельского хозяйства, которого требует страна.
Бразилия наряду с Турцией, Казахстаном, Гватемалой и Аргентиной не согласилась с текстом данного требования. Китай, Южная Африка и 15 других стран поддержали Индию в этой попытке дать отпор США. Россия на встрече не присутствовала.
«Мы создали группу стран, которые верят в те же принципы», — заявил министр торговли Ануп Вадхаван (Anup Wadhawan), имея в виду заявление, которое Бразилия отказалась подписывать.
В ходе мартовской встречи с президентом Дональдом Трампом Болсонару пообещал начать процесс отказа от особого статуса Бразилии в ВТО в обмен на обещание американцев поддержать бразильскую кандидатуру на вступление в ОЭСР, «клуб богатых стран».
Бразильское правительство заявляет, что больше не станет прибегать к особому режиму в ходе переговоров, и считает реформирование ВТО обязательным для выживания этой организации.
Поддержка США отнюдь не означает, что Бразилия автоматически будет принята в ОЭСР. Вашингтон всего лишь дал понять, что перестанет накладывать свое вето на притязания Бразилии.
Чтобы стать официальным членом ОЭСР, стране еще предстоит выполнить ряд требований организации — большинство из них уже удовлетворено.
Правда, ни одно из обещаний поддержки пока не подтверждено документально: по словам американских дипломатов, им еще не дали указаний изменить позицию.
Правительство Бразилии надеется, что эта поддержка примет конкретные очертания на форуме, который пройдет в штаб-квартире ОЭСР в Париже 20 и 21 мая.