Недовольные голоса в частных и государственных китайских СМИ становятся все громче, напряжение растет.
В ходе последней недели государственные СМИ Китая назвали американское правительство неадекватным, сравнив его с кричащими на берегу реки обезьянами, и предложили, как говорится в одной китайской пословице, не выдавать черное за белое и не искажать истину.
В результате нарастания напряженности в торговой войне между Китаем и США Пекин столкнулся с непростой задачей воззвать к национальной гордости, чтобы укрепить доверие к властям и удержать под контролем народный гнев.
Когда отношения между США и Китаем ухудшились в прошлом году, официальные лица и государственные СМИ Китая оставались относительно сдержанными. В официальных заявлениях происходящее чаще называли «торговыми трениями», а не «торговой войной», старались не упоминать имя Дональда Трампа и в целом не критиковать страну.
«Они хотят послать сигнал, говорящий об их уверенности, что они удерживают контроль, что китайская экономика здорова и самодостаточна», — заявил Дэвид Бандерски, содиректор исследовательской программы «Чайна Медия Проджект» (China Media Project), связанной с Университетом Гонконга.
«Я уверен, что они не хотят напрямую противостоять Трампу и обострять ситуацию, переходя на личности. Потому что в некотором смысле, несмотря на все разговоры о самодостаточности и готовности к новому «Великому походу», Китай хочет вернуться за стол переговоров», — сказал он.
После срыва торговых переговоров и попыток США внести «Хуавэй», а также, возможно, и другие китайские компании в черный список, риторика государственных и частный китайских СМИ стала более резкой.
В среду редакционная статья «Жэньминь жибао» обвинила США в «травле», а в сводке новостей на государственном канале «Си-Си-Ти-Ви» (CCTV) было сказано, что если Америка действительно верит, что «технологическая травля» может сдержать Китай, то она «помешана». «Это показывает, что некоторые американские политики мыслят очень узко и не могут смириться с нормальным стремлением других стран развиваться и достигать прогресса», — сообщил ведущий.
Жесткие заявления отвечают настроениям, царящим в народе. Ранее на этой неделе тысячи просмотров в «Вичате» (WeChat) набрало видео с кадрами из фильма об антияпонской войне, на которые была наложена боевая песня о торговой войне, написанной бывшим официальным лицом Китая.
Видеоролик из выпуска новостей, вышедший на «Си-Си-Ти-Ви» на прошлой неделе, который содержал обещания, что Китай «будет бороться до конца», стал одним из самых просматриваемых постов на сайте микроблогов «Вэйбо» (Weibo). В прошлые выходные канал «Си-Си-Ти-Ви» показал несколько документальных фильмов о Корейской войне, в которой столкнулись силы США и Китая. «С помощью фильмов мы отвечаем на вызовы эпохи», — отметил телеканал в субботу в своем микроблоге.
Однако мобилизация времен Мао Цзэдуна или чрезмерный национализм может перерасти в нечто, что властям станет сложно контролировать. В 2012 году в китайских городах вспыхнули антияпонские восстания, связанные с правами на спорные острова в Восточно-Китайском море.
Новостной выпуск «Си-Си-Ти-Ви», выходящий вечером по средам, собрал более 1100 комментариев, во многих из которых выражалась поддержка более жесткой правительственной линии. В одном из комментариев говорилось: «Меньше громких слов, больше реальной мощи».
«Руководству Китая национализм нужен как часть непрерывного повествования о возрождении китайской нации под руководством партии, — сказал Бандерски. — И все же партия настаивает на сохранении за собой центрального места в национальной гордости. Антиамериканизм может очень просто стать силой, которую партия была бы не в состоянии контролировать».