31 мая Россия и Китай состыковали свои части трансграничного автомобильного моста через реку Амур, что стало огромным шагом вперед в его строительстве. Мост соединил города-побратимы, российский Благовещенск и китайский Хэйхэ, за что был назван «Мостом дружбы».
В последние годы Китай непрерывно расширяет внешние связи, а Россия направляет силы на развитие Дальневосточного региона, между двумя странами происходит все больше торгового и гуманитарного обмена. Однако отсталость сферы строительства трансграничной инфраструктуры и плохие дороги всегда были камнями преткновения и мешали ускоренному развитию двусторонней торговли.
В 1988 году страны поставили вопрос о строительстве трансграничного автомобильного моста между Благовещенском и Хэйхэ, но реализация проекта происходила медленно. Ускорило строительство трансграничной инфраструктуры провозглашение инициативы «Один пояс, один путь». В сентябре 2015 года после одобрения глав двух государств транспортные ведомства России и Китая подписали «Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск — Хэйхэ от 26 июня 1995 года». В декабре 2016 года официально началось строительство автомобильного моста Благовещенск-Хэйхэ.
В настоящее время Россия и Китай активно осуществляет и другие проекты по строительству трансграничной инфраструктуры.
В марте этого года завершилась стыковка железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян, важного объекта в рамках сопряжения инициативы «Один пояс, один путь» и ЕАЭС. «Он открыл новый путь для торгового обмена между Китаем и Россией, между Китаем и Европой», — сказал ведущий инженер проекта Линь Юнхань. После официального открытия первого трансграничного железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян сократилось расстояние между сетью российских и китайских железных дорог.
Помимо железнодорожного и автомобильного моста Благовещенск и Хэйхэ связала канатная дорога, совершенствуется строительство инфраструктуры, соединяющей смежные районы России и Китая, развиваются региональные торгово-экономические связи.
На вокзал Суйфэньхэ, который расположен на российско-китайской границе, один за одним приезжают поезда, доверху заполненные российской продукцией. Международный транспортный коридор «Приморье-2», проходящий через порт Хуньчунь провинции Цзилинь, улучшил «тяжелое положение» данного региона, открыв для него возможности международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии.
Сергей Лузянин, директор Института Дальнего Востока РАН, в ходе интервью корреспондентам агентства «Синьхуа» отметил, что инфраструктурный проект по строительству трансграничного моста внесет свой вклад в дальнейшее устойчивое развитие торгово-экономических отношений между Россией и Китаем.
Вице-президент Академии общественных наук провинции Ляонин Лян Цидун считает, что реализуемое на северо-востоке Китая совместное сооружение «возвышения», обращенного к Северо-Восточной Азии, должно встраиваться в инициативу «Один пояс, один путь» и создавать новую структуру, связывающую внутренние и внешние регионы, сушу и море.
«Северо-восток Китая имеет все основания и необходимые условия, чтобы стать центром сотрудничества в Северо-Восточной Азии», — считает Директор Центра исследований Северо-Восточной Азии при Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян Да Чжиган. Постоянные контакты между северо-востоком Китая и Дальневосточным регионом России способствуют превращению региона в центр международной кооперации.
В будущем многочисленные мосты через реку Амур и дорожная сеть, связавшая северо-восток Китая и Дальний Восток России, помогут этим двум регионам стать ближе. Более удобные перевозки грузов и пассажиров, а также объединение торговых потоков — все это принесет пользу народам обеих стран.