В классической комедии 1980-х годов «Охотники за привидениями» у героев было одно важное правило, касавшееся применения их мощного оружия, которое испускало длинные лучи губительных для привидений электронов: «Только не скрещивайте лучи». Теперь, когда США и их союзники наблюдают за продолжающимся сближением России и Китая, им стоит прислушаться к этому совету: каждая из этих стран опасна сама по себе, но, если они объединятся, они станут по-настоящему глобальной угрозой.
Одним из наглядных проявлений этой растущей опасности стала та дерзость, с которой ВМФ России вступает в конфронтацию с американскими военными кораблями по всему миру. Совсем недавно в западной части Тихого океана, то есть в водах, на которые Китай все активнее претендует, чуть было не произошло столкновение американского ракетного крейсера Чанселлорсвилле (Chancellorsville) и российского большого противолодочного корабля, который приблизился к американскому судну на опасное расстояние в 30 метров.
В период холодной войны Китай и Советский Союз по большей части старались держаться друг от друга подальше. Однако последние несколько лет при президентах Владимире Путине и Си Цзиньпине они продолжают сближаться. Такое сближение, которое потенциально может перерасти в единый блок, господствующий на евразийском континенте, возможно, станет важнейшей геополитической тенденцией 21 столетия.
Осенью прошлого года у границы России и Китая в Сибири прошли самые масштабные военные учения со времен холодной войны — «Восток-2018». К сотням тысяч российских военнослужащих присоединились солдаты китайской армии, а на сделанных во время учений фотографиях российские и китайские офицеры обнимаются и пожимают друг другу руки. Совместные военно-морские учения России и Китая проводятся все чаще — и не только в Тихом океане, но и в Балтийском море и Северном Ледовитом океане. На прошлой неделе Си и Путин провели несколько дней вместе в России, заявив о том, что они — «лучшие друзья». Экономическое и дипломатическое сотрудничество стало отражением того военного союза, который укрепляется прямо на наших глазах.
Однако России стоит осторожнее относиться к своим желаниям. Китайское руководство жадно смотрит в сторону бескрайних, слабозаселенных и богатых природными ресурсами участков Сибири — именно так моя собака смотрит на стейк. Путин, которого можно назвать невероятно одаренным тактиком, возможно, совершит стратегическую ошибку, если он решит добиваться создания официального альянса. Со временем в таком альянсе главным партнером, несомненно, станет Пекин, а не Москва. Но пока укрепление связей с Китаем может обеспечить Россию новыми рынками, политической поддержкой и, в первую очередь, послужить противовесом США.
Пока Европа продолжает бороться со своими проблемами — Брекитом на севере, недовольством Италии действиями Евросоюза на юге, подъемом авторитаризма в Польше и Венгрии на востоке — способность этого континента сохранять партнерские отношения с США уменьшается. Эта слабость повышает ценность российско-китайского партнерства в глазах Москвы и Пекина. И привлекательность китайской инициативы «Один пояс, один путь» для более мелких стран на периферии евразийского континента только усилится, если Россия будет принимать в ней активное участие.
Пока это значит, что США и их союзникам необходимо обратить внимание на укрепляющееся сотрудничество между Россией и Китаем, сконцентрироваться на сборе разведданных, которые позволят понять возможные последствия этого сотрудничества, делать все возможное, чтобы способствовать сохранению единства Европы, а также укреплять сеть альянсов, партнерств и дружеских связей в Азии.