Россия всерьез начала нападать на Данию из-за нашего поведения в отношении проекта «Северный поток — 2». Пожалуй, Метте Фредериксен (Mette Frederiksen) придется на это отреагировать.
Впервые за всю историю проекта «Северный поток — 2» Москва, по информации Financial Times, сообщила о возможных критических задержках в строительстве газопровода. И козлом отпущения она делает Данию.
На прошлой неделе российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Дания «политизирует» «Северный поток — 2». Лавров отметил, что Дания может нарушить международную конвенцию по морскому праву, слишком затягивая с рассмотрением заявок о строительстве газопровода в датских водах вблизи Борнхольма.
В связи с этим он напомнил, что Дания не возражала против трубопровода, когда в 2012 году строился и вводился в строй «Северный поток — 1». И в довершение всего Лавров призвал датское правительство отказаться от «политики конфронтации и принять правильное решение». Это очень четкий сигнал от Москвы, который можно воспринять чуть ли не как угрозу, что Россия примет меры, если Дания не «поступит правильно».
Жесткое заявление Лаврова также стало первым случаем, когда тему «Северного потока — 2» затронули на самом высоком уровне внешней политики Москвы. Раньше это дело рассматривалось скорее на «техническом» уровне энергетической политики страны, поскольку «Северный поток — 2» — это проект «коммерческой» компании Nord Stream 2 AG под руководством немца Маттиаса Варнига (Matthias Warnig), а главный офис ее находится в швейцарском Цуге. Но на практике «Северный поток — 2» принадлежит российской государственной энергетической компании Газпром, которая обеспечивает России большую часть доходов в «твердой» валюте.
Примечательно, что свое заявление Лавров сделал сразу после того, как США объявили, что Конгресс намерен ввести санкции против европейских компаний, участвующих в финансировании и поставках для строительства «Северного потока — 2». Лавров напрямую не упоминал о возможных санкциях, но сказал, что Nord Stream 2 AG — одна из лучших компаний в этой области в Европе.
Соединенные Штаты неоднократно угрожали санкциями в последний год, но недавно американский министр энергетики Рик Перри (Rick Perry) во время визита в Киев заявил, что в ближайшее время в Сенате будет представлен законопроект о санкциях против «Северного потока — 2». Перри добавил: «Законопроект примет Палата представителей и подпишет президент Трамп».
Сказано — сделано: на прошлой неделе законопроект обсуждался в Комитете Сената по иностранным делам, где в него, как и ожидалось, внесли ряд поправок. В Палате представителей законопроект поддержали как республиканцы, так и демократы, и ожидается, что до конца лета его поставят на голосование в обеих палатах. Законопроект получил название «Закон об энергетической безопасности Европы от 2019 года» (Protecting Europe's Energy Security Act of 2019). Особенно сильно он затронет судоходные компании, суда и предпринимателей, участвующих в прокладке газопровода по дну Балтийского моря.
Санкции могут серьезно сказаться и на бизнес-сообществе Дании. Особенно это относится к датской судоходной компании Blue Water Shipping в Эсбьерге. Blue Water по конкурсу выиграла контракт примерно на 300 миллионов крон (около 2,1 миллиард рублей) на доставку и хранение 115 тысяч труб для «Северного потока — 2». Поэтому она может сильнее всех пострадать от американских санкций. Руководитель Blue Water Курт Сков (Kurt Skov) ранее говорил, что компания не вмешивается в политику, и что «санкции мы будем учитывать, только если они действительно во что-то выльются».
Однако после жесткого выпада Лаврова датское правительство вынуждено занять более активную позицию по проекту «Северный поток — 2». Дания оказалась в неудобном положении, застряв между двух огней в конфликте России и Германии с одной стороны и США (и ЕС) — с другой.
Кроме того, много внимания привлекло предложение известного и влиятельного французского издания L'Express, которое недавно сообщило, что министерство юстиции США могло бы использовать материалы расследований об отмывании денег в Датском банке, чтобы оказать давление на позицию датского правительства по «Северному потоку — 2».
Поэтому сейчас этому делу самое место на столах датского премьер-министра Метте Фредериксен (Mette Frederiksen) и министра иностранных дел Йеппе Кофода (Jeppe Kofod). Для Дании очень важно и правильно сохранять спокойствие и продолжать с осторожностью рассматривать заявки по «Северному потоку — 2», следя, чтобы проект не вредил основным интересам страны — в особенности хрупкой экологии Балтийского моря, судоходству и благосостоянию Борнхольма. Внутриполитические события в России и продолжающаяся агрессия со стороны Путина не облегчают задачу по решению дальнейшей судьбы «Северного потока — 2».
Кто знает — может, у Путина скоро начнутся такие проблемы, что «Северный поток — 2» станет провальным инвестиционным проектом длиной в тысячу миль на дне темного Балтийского моря?