Все начиналось просто прекрасно. В середине сентября в Киеве и на Днепре все еще была хорошая погода, город выглядел великолепным, кипучим и динамичным. Воодушевление явно читалось среди присутствовавших на открытии ежегодной политической конференции, которую проводит вот уже 16 лет фонд Виктора Пинчека, миллиардера и олигарха, занимающегося продвижением Украины за границей.
В стране задул ветер перемен: Петр Порошенко, президент с патриотической риторикой, который был избран после революции на Майдане в 2014 году, проиграл в апреле популярному комику и юмористу Владимиру Зеленскому. Лицо украинской власти изменилось. «Счастье сейчас» — так звучит тема конференции, выбранная Пинчуком, бывшим сторонником Порошенко.
Как бы то ни было, первым на трибуну поднялся Олег Сенцов. Крымский режиссер давно не видел счастья. Наверное, до того момента, как шестью днями ранее он оказался в объятьях дочери у трапа самолета, на котором он прилетел из Москвы вместе с 34 пленными в рамках обмена с Россией. Этим утром его серьезность и бледная кожа (наследие пяти лет содержания на севере России) контрастировали с атмосферой оптимистического любопытства в зале, где в первых рядах сидели американские гости и бывший британский премьер Тони Блэр.
Отказ от жертвеннической риторики
Затем настал черед молодого актера-президента. Обмен пленными был занесен на его счет, о чем говорит переваливший за отметку в 70% рейтинг. Он демонстрирует ожидаемый от него позитивный образ.
Порошенко пять лет представлял Украину жертвой российской агрессии в Крыму и Донбассе. Зеленский же стремится отойти от жертвеннической риторики. Он позвонил Владимиру Путин и организовал с ним первый шаг по направлению к возобновлению переговоров по мирному процессу с Москвой под эгидой Парижа и Берлина и надзором Вашингтона. Он обещает новые обмены. Он осознал усталость украинцев от конфликта, который продолжает убивать, несмотря на замороженный характер, и хочет выйти из него. Это его первый приоритет. Два других — создание необходимых экономических условий для возвращения тысяч уехавших работать за границу мигрантов и победа над коррупцией.
Почти чересчур
Классические демократы морщат нос: они видят у Зеленского популистские наклонности, беспокоятся насчет вертикальной системы власти, тревожатся по поводу назначения его друга детства главой СБУ.
Как бы то ни было, даже эти критики признают, что на Украине еще никогда не было такой масштабной программы реформ со столь молодой командой. Ряд следящих за страной западных экспертов отмечают, что находятся под впечатлением этого стремления к переменам и заявленных темпов. «Это почти чересчур радикально», — тревожится один из них.
Но тут нависшая над этой идиллической картиной тень превратилась в огромную черную тучу прямо посреди конференции Пинчука. Молодую Украину подрывают старые демоны: имя им — олигархи.
Влияние одного из них на президента Зеленского вызывает беспокойство еще со времен избирательной кампании: это Игорь Коломойский, владелец телеканала, который сделал знаменитым Зеленского. Эта скандальная личность укрылась в Швейцарии и Израиле в 2016 году, когда Центробанк Украины пытался навести порядок в финансовых институтах страны с помощью МВФ и национализировал принадлежавший олигарху Приватбанк, после выявления мошеннических практик и дыры в 5,5 миллиарда долларов.
Прозвучавшие 17 сентября заявления молодого премьера Гончарука насчет возможного «компромисса» с Коломойским по поводу судьбы Приватбанка противоречат позиции МВФ, где это дело рассматривается как символический пример власти олигархов. «Дыра в 5,5 миллиарда долларов — это эквивалент оборонного бюджета, причем речь идет о деньгах налогоплательщиков!» — возмущается эксперт по Украине.
«Успех реформ этого правительства — ключ ко всему», — заявил в Киеве Тони Блэр. Если у него все получится, «это изменит динамику» внутри Украины и за ее пределами, «в том числе в урегулировании в Донбассе». Как бы не спешил Зеленский, пока олигархи, судя по всему, продолжают дергать за ниточки в Киеве, в Кремле могут спать спокойно.