Стратегические командно-штабные учения «Центр-2019» проходили с 16 по 21 сентября. Всего в них участвовали 128 тысяч военнослужащих, более 20 тысяч единиц боевой техники, 600 самолетов и 15 кораблей. Учения проходили на восьми полигонах в России. Помимо российской армии, были задействованы военные из Китая, Пакистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Что знаменательного произошло в ходе учений? Какую роль сыграл Китай? Узнаем у военного обозревателя Ли Ли (李莉).
Учения «Центр» проводятся российской стороной раз в четыре года. По словам военного обозревателя Ли Ли, исходя из количества задействованного вооружения и военной техники, числа участвовавших стран и охваченных территорий, можно получить представление о масштабе и уровне сложности мероприятий, проводимых в рамках учений «Центр».
Ли Ли: Во-первых, учения «Центр» проводятся каждые четыре года. В 2015 году участников было не так много — чуть более 90 тысяч человек, тогда как в этом году было задействовано около 130 тысяч человек. В прошлых учениях было меньше военной техники — 7 тысяч единиц, а этом году — более 20 тысяч единиц.
Во-вторых, широкая площадь охвата. В этом году учения проходили на восьми полигонах, в том числе даже на Урале.
В-третьих, к учениям присоединились больше стран, выросла сложность отрабатываемых задач.
В-четвертых, транспортировка осуществлялась при помощи 80 самолетов Ил-76. Россия всегда славилась своими десантниками как главной силой нанесения внезапного удара по противнику, однако такое большое количество транспортных самолетов может создать немало организационных трудностей, связанных, например, с подготовкой аэродромов. Все это соотносится с нуждами военного времени.
По сообщениям, в этом году учения проходили в два этапа. На первом этапе стратегический штаб учений утвердил оперативные решения и выработал оперативный план, а также руководил отражением авиаударов «противника», ведением разведки и организацией боевого порядка в обороне. В ходе второго этапа отрабатывались вопросы управления многонациональной группировкой войск с целью нанесения массированного огневого удара для разгрома условного противника. По мнению военного обозревателя Ли Ли, особо важен был первый этап учений, активную роль в котором сыграла китайская сторона.
Ли Ли: Учения «Центр-2019» были названы стратегическими командно-штабными, так как в основном отрабатывались вопросы, связанные с планированием. Это входило в первый этап. Без организационной работы, проведенной стратегическими штабными органами, было бы непонятно, каким образом осуществлять оборону, контрудары и маневры в условиях совместной антитеррористической операции с участием такого большого числа стран. Данный этап был включен в штабные учения, и наши силы командования сыграли важную роль в процессе планирования.
Второй этап был посвящен нанесению совместного контрудара. Для участия в нем Китай отправил более 1,6 тысяч военнослужащих и 300 единиц военной техники, в том числе наземные боевые машины, танки «Тип 96А», БМП «Тип 04», а также 122-мм гаубицы. Вся эта техника могла быть задействована в различных частях учений. Китай также отправил некоторое количество вертолетов, в том числе WZ-10 и Ми-171, которые сыграли особенно большую роль на втором этапе учений, в частности во время ведения огня с целью прикрытия танков наземных подразделений.
По мнению военного обозревателя Ли Ли, участие в учениях позволило Китаю перенять опыт в обучении войск, накопленный российской стороной за долгое время.
Ли Ли: Благодаря близкому контакту в рамках учений мы смогли приобщиться к опыту, приобретенному Россией в ходе прошедших стратегических учений. Это поможет нам лучше организовывать отправку войск на дальние расстояния, проводить масштабные маневры и осуществлять контрудары.
Также учения показали Китай как силу, сражающуюся за мир в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Близкое общение российской и китайской армий запускает консультативный механизм по обеспечению стратегической безопасности.
Так как в участвующих странах командование, способы ведения боя и тактические маневры различаются, все мероприятия в рамках учений должны были происходить с точностью до секунды, для чего требовалось тесное взаимодействие всех сторон. Командующий группировкой китайских войск Лю Сяоу отметил, что учения укрепили способность совместно реагировать на новые вызовы и угрозы.
Лю Сяоу: В ходе международных антитеррористических учений китайские подразделения участвовали в совместных операциях по корректировке, оперативному командованию и полевым тренировкам, что говорит о глубине сотрудничества, необходимого для осуществления совместных операций. Учения продемонстрировали взаимное доверие, царящее между участвовавшими странами, в особенности между Россией и Китаем. Они стали частью реализации и углубления всесторонних отношений партнерства и стратегического взаимодействия новой эпохи, провозглашенных лидерами России и Китая. Учения сыграли важную роль для защиты региональной стабильности и безопасности, а также мира во всем мире.