На ставшей знаменитой фотографии спикер палаты представителей Нэнси Пелоси стоит в зале заседаний Белого дома, указывая пальцем на явно разозлившегося президента Трампа, и, согласно ее заявлению, ставит под сомнение его верность Соединенным Штатам.
Почему, спросила она, президент вывел американские войска из Сирии? Что это за геополитический расчет, позволивший российскому президенту Владимиру Путину закрепиться на севере Сирии?
Почему, спросила она в присутствии законодателей, президентских помощников и делавшего снимки фотографа Белого дома, «все дороги ведут к Путину»? После этого, заявила Пелоси репортерам, она покинула заседание, проходившее в среду в Белом доме.
Это было сногсшибательное обвинение, адресованное одним государственным деятелем другому, и с этого момента некогда уважительные взаимоотношения окончательно рухнули, а им на смену после многочисленных напряженных стычек пришло полное взаимное презрение.
Трамп назвал это «разнузданной истерикой». По мнению Пелоси, это был резкий, но хорошо продуманный отпор Трампу.
Эта стычка, произошедшая на фоне драматической процедуры импичмента в конгрессе, вызвала огромное возбуждение на Капитолийском холме, который жадно ждет новостей — не в последнюю очередь из-за пресловутой фотографии, которую Трамп в Твиттере поспешил назвать доказательством того, что спикер палаты представителей обезумела.
«Бездельники демократы, Пелоси и Шумер в гневе покинули зал заседаний!» — написал Трамп спустя несколько часов. Он имел в виду лидера сенатского меньшинства Чарльза Шумера (Charles E. Schumer), последовавшего за Пелоси. Остальные республиканцы в четверг присоединились к президенту и выразили свое возмущение.
«Я бы не стал грозить пальцем президенту в зале заседаний Белого дома, от какой бы партии он ни был, — сказал член палаты представителей республиканец из Мичигана Пол Митчелл (Paul Mitchell). — Неважно, насколько важной фигурой ты себя считаешь. Вести себя надо достойно».
Однако Пелоси со своими союзниками увидела в этом нечто иное: незабываемую живую картину утверждения силы. Она в синем брючном костюме преподносит урок сдержек и противовесов. Уже через несколько часов Пелоси оклеила этой фотографией все свои профили в социальных сетях.
«Эта женщина полна достоинства и такта…. А он хулиган-восьмиклассник, — сказал член палаты представителей демократ Джон Ларсон (John B. Larson), давая оценку прошедшей в Белом доме встрече. — Я думаю, они правильно поступили, встав и выйдя из зала, когда столкнулись с таким ребяческим поведением».
Демократы далеко не впервые обвиняют Трампа в импульсивности и недостойном поведении после напряженных баталий в Белом доме и поддерживают Пелоси.
Спустя несколько недель после того, как демократы получили большинство в палате представителей, Пелоси и Трамп схлестнулись в словесном поединке перед камерами, где новоиспеченный спикер самоутверждалась в новом качестве. Потом она вышла из западного крыла в ослепительно красном пальто, солнечных очках и с не менее ослепительной улыбкой. А в мае Трамп возмущенно покинул заседание в Белом доме, на котором обсуждались вопросы инфраструктуры, и обвинил демократов в том, что они «играют в игры» и проводят «липовые расследования».
Но в отличие от прежних ссор, прошедшее в среду совещание было посвящено исключительно вопросам национальной и глобальной безопасности. Председатель Объединенного комитета начальников штабов сидел рядом с Трампом, и в зале царила атмосфера всеобщей озабоченности, невзирая на партийную принадлежность.
Но за час до его начала палата представителей подавляющим большинством голосов осудила решение Трампа о выводе небольшого контингента американских войск из северной части Сирии, которое дало возможность туркам провести операцию против давних союзников США курдов. Руководители органов национальной безопасности опасаются, что из-за этой операции на свободу вышли десятки пленных, связанных с террористической группировкой «Исламское государство» (Также ИГИЛ, запрещенная в России организация — прим. перев.).
Трамп уже несколько лет подает сигналы о своем желании наладить более тесные связи с Россией вопреки возражениям многих республиканцев, которые видят в Путине угрозу мировому лидерству Америки. Трамп публично выразил недоверие американской разведке и занял сторону Путина, исключив возможность того, что Россия в 2016 году вмешивалась в президентские выборы. А в этом году он сказал, что было бы «уместно» вновь включить Россию в группу семи самых богатых стран мира, отказавшись от решения о ее исключении, которое было принято в 2014 году после нападения России на Украину.
Но ни один внешнеполитический шаг Трампа не был так выгоден Кремлю, как вывод американских войск из Сирии, из-за которого курдские силы заключили сделку с Россией.
По словам Шумера и многих других людей, знакомых с содержанием заседания и согласившихся на откровенный разговор на условии соблюдения анонимности, оно пошло не так с самого начала, потому что Трамп, пригласивший группу законодателей из обеих партий в Белый дом, заявил, что это демократы попросили о встрече.
Пелоси воспользовалась возможностью и подняла вопрос о только что принятой палатой представителей резолюции с осуждением вывода войск из Сирии, которая прошла с соотношением голосов 354-60-4, получив поддержку двух третей республиканцев из этой палаты. По словам многочисленных источников, знакомых с ходом заседания, Трамп в ответ стал отстаивать свое решение и порочить сирийских курдов, на которых пошла в наступление турецкая армия.
В какой-то момент он назвал часть курдов коммунистами, очевидно имея в виду Рабочую партию Курдистана, и заявил, по словам Шумера: «Вам, демократам, это нравится».
После этого Шумер начал выдвигать доводы против решения Трампа, зачитав президенту комментарии, с которыми бывший министр обороны Джим Мэттис (Jim Mattis) на этой неделе выступил в программе Эн-Би-Си «Встреча с прессой».
Мэттис, ушедший в конце прошлого года в отставку из-за разногласий с Трампом по сирийскому вопросу, сказал, что Соединенным Штатам надо нагнетать давление в этом регионе, так как если они этого не сделают, «ИГИЛ снова восстановится».
Трамп перебил Шумера, назвал Мэттиса «самым переоцененным генералом в мире», который был «недостаточно жестким», а потом сказал, что это он сам «пленил» «Исламское государство», что подтвердили три знакомых с его выступлением источника.
Трамп также похвастался, что он «пленил» «Исламское государство» гораздо быстрее, чем прогнозировал Мэттис, лживо заявив: «Я взял их в плен за один месяц». По словам Шумера и двух других участников совещания, затем Трамп раскритиковал своего предшественника Барака Обаму за то, что тот не смог предотвратить бойню в Сирии.
Все это время Шумер и Пелоси настойчиво задавали Трампу вопросы о его ближневосточной стратегии, спрашивая, намерен ли он просить турецкий и сирийский режимы о содержании под стражей боевиков ИГИЛ, представляющих угрозу для Америки. Трамп ответил, что суть его плана в том, чтобы «обеспечить безопасность американского народа».
Пелоси парировала: «Это не план. Это цель».
По словам Шумера, в другой момент заседания Трамп сказал, что у него не было выбора, и он был вынужден вывести войска, так как турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган якобы заявил ему 6 октября по телефону: «Хотите вы этого или нет, но мы туда войдем». Затем Трамп вытащил пачку распечаток письма от 9 октября, направленного Эрдогану, в котором он предупреждает турецкого лидера о недопустимости «гибели тысяч людей» в Сирии и пишет: «Не стройте из себя крутого парня. Не будьте дураком».
«Президент мог написать: „Войдете, и у вас будут реальные проблемы", и Эрдоган не вошел бы, 99,9%, — сказал в среду Шумер репортерам. — Он очень крут со средствами массовой информации, в своих письмах. Но когда дело доходит до встреч лицом к лицу, у него появляется дрожь в коленках».
Шумер заявил, что Трамп попытался преуменьшить опасность со стороны сбежавших пленных боевиков ИГИЛ. Когда Шумер потребовал от сидевшего рядом с Трампом министра обороны Марка Эспера (Mark T. Esper) сообщить, подтверждаются ли утверждения президента докладами разведки, он отказался это сделать.
Однако многочисленные очевидцы и осведомленные источники говорят, что в конечном счете причиной демонстративного ухода конгрессменов стала перепалка с переходом на личности. «Вы просто политик, — заявил Трамп Пелоси, когда разгорелся спор. — Третьесортный политик».
«Это не на пользу», — заявил лидер большинства в палате представителей демократ Стени Хойер (Steny H. Hoyer), когда началась брань и оскорбления. Затем эти двое встали и покинули зал заседаний.
«Увидимся на выборах», — повторял вслед уходящим к прессе демократам Трамп. Пелоси заявила репортерам, что Трамп «не вынес» отповеди палаты представителей, и у него случился «приступ истерии».
Вернувшись в Капитолий, она высказалась конкретнее и резче: «Думаю, теперь нам придется молиться о его здоровье. Это был очень серьезный приступ истерии со стороны президента».
Белый дом опроверг точку зрения Пелоси, а пресс-секретарь Стефани Гришем (Stephanie Grisham) заявила, что Трамп «вел себя сдержанно, решительно и опирался на факты, в то время как решение спикера уйти с совещания «вызывает недоумение, но не является неожиданностью».
«Она не намеревалась слушать и вносить свой вклад в важное совещание по вопросам национальной безопасности, — сказала Гришем. — Руководство демократов предпочло возмущенно покинуть заседание, чтобы похныкать на камеру, но все остальные решили остаться и работать на благо страны».
Шумер остался, но лишь на несколько минут, чтобы задать Трампу и Эсперу вопросы по безопасности, вызывающие у него озабоченность. По словам Шумера и других очевидцев, Трамп неоднократно пытался преуменьшить опасность со стороны вышедших на свободу боевиков «Исламского государства» и сказал, что США ни к чему тревожиться из-за террористов, «находящихся от Америки в 12 тысячах километрах».
«Я сказал: „Господин президент, мы, нью-йоркцы, знаем, насколько страшным может быть терроризм. Маленькая группа людей с другого конца света вполне способна причинить огромный ущерб"», — вспоминал потом Шумер.
Председатель Конференции республиканцев в Палате представителей Лиз Чейни (Liz Cheney) напомнила Трампу, что террористы, уничтожившие 11 сентября почти три тысячи американцев, «тоже преодолели 12 тысяч километров».
«Это было заседание об одном из самых серьезных кризисов, оказывающих влияние на Америку, — сказал Шумер. — Но вместо серьезного обсуждения президент начал разбрасываться оскорблениями».
Но именно фотографии с того заседания, распространенная с аккаунта Трампа спустя два часа, произвела наибольшее впечатление, став своеобразным политическим тестом Роршаха.
«Мы как избранные руководители должны вести себя достойнее, — сказал член палаты представителей республиканец Том Рид (Tom Reed), обвинивший в ссоре обе стороны. — Нам надо было сесть в этой комнате, устранить разногласия и выработать решения. А уход с заседания, как мне кажется, это очень плохой шаг».
Между тем, демократы были просто озадачены тем, что Трамп опубликовал фото, полагая, что это произведет на публику благоприятное впечатление о нем.
Помощник спикера демократ Бен Рей Лухан (Ben Ray Luján) сравнил решение Трампа обнародовать фотографию с его решением опубликовать запись телефонного разговора с украинским президентом Владимиром Зеленским, во время которого он требовал от иностранного лидера начать расследование в отношении своего политического оппонента. Трамп утверждал, что запись полностью его оправдывает.
«Это идеальное фото, такое же „идеальное", как и его беседа», — сказал Лухан.