Основные моменты текста:
— Путин станет первым за 40 лет российским лидером, который посетит Филиппины с государственным визитом, по словам бывшего посла
— Москва знает о том, что Китай уже экономически «зашел» на Филиппины, но у России есть там собственные проекты на рассмотрении, пока США внимательно наблюдают за развитием событий
Интересен выбор момента для объявления о предстоящем визите, сделанный Москвой. Само по себе объявление, что президент Путин посетит Манилу, уже заставило многих наблюдателей удивленно поднять брови. Но еще интереснее тот факт, что визит пройдет накануне важных переговоров Филиппин и Китая по вопросу о совместной разработке богатств Южно-Китайского моря.
В заявлении, которое было тотчас подтверждено и подхвачено филиппинским президентским дворцом, Игорь Ховаев, российский посол на Филиппинах, сообщил в субботу, что Путин принял приглашение Дутерте «с благодарностью».
Пока дата визита не объявлена, Ховаев сказал только, что «Москва сделает все возможное, чтобы устроить эту встречу как можно скорее».
Между тем специальный двусторонний комитет из представителей Манилы и Пекина, как ожидается, встретится на этой неделе, чтобы обсудить совместный проект по разведке нефти. Китай предложил поделить проект в отношении 60:40, при этом большая доля достается Филиппинам. Именно эти цифры назвал Эрмогенес Эсперон, официальный представитель президента Родриго Дютерте.
Ни одна из сторон не объяснила, относится ли формула 60:40 к доли собственности в совместном проекте или в его будущих доходах.
После своей встречи с Дутерте в августе китайский президент Си Цзиньпин сказал, что две страны, Китай и Филиппины, могут сделать «более широкий шаг» к тому, чтобы вместе развивать нефтяные и газовые ресурсы. Условие — если обе стороны смогут достойным образом уладить свой спор по поводу суверенитета над Южно-Китайским морем.
Тем не менее аналитики в области обороны и безопасности говорят, что филиппинский президент пошел на «опасную игру» во время своего визита в Россию в прошлом месяце, когда он пригласил российскую государственную компанию Роснефть. Россиянам предложено добывать нефть в филиппинских водах, которые включают те части Южно-Китайского моря, которые Китайская Народная Республика (КНР) считает своими.
Не прошел незамеченным и тайминг — время, которое Москва выбрала для своего заявления о предстоящем визите.
«Это долгожданное историческое решение, — считает посол в отставке, бывший сотрудник филиппинского МИДа Лауро Баха, в свое время поработавший председателем Совета безопасности ООН. — Какой-то очень мудрый человек в администрации Дутерте придумал совместить по времени эти два события — приглашение Путину приехать и нефтяные переговоры с Пекином».
Баха сообщил SCMP, что ни один российский глава государства не посещал Филиппины в течение более 40 лет, которые господин Баха проработал в МИДе.
"Значение Филиппин для России в те времена было почти ничтожным, но теперь, может быть, Россия осознает стратегическую важность Филиппин в региональной политике«,- сказал он.
Баха сказал, что Москва была в курсе [экономического] «входа» Китая на Филиппины, но тем не менее Москва наверняка положила глаз на некоторые проекты на этих островах.
"Несмотря на прорекламированный альянс, Китай и Россия являются завзятыми конкурентами, соперничающими за влияние и другие преимущества. И, я думаю, у России есть на уме некоторые цели — такие, как продажа оружия и заключение технологических соглашений",- сказал Баха, отметив, что ситуация остается несколько туманной.
"Это увлекательное развитие событий, но еще рано об этом говорить, — отмечает Баха. — Пока что у нас есть лишь приглашение со стороны Дутерте, принятое Путиным».
США, однако, тоже продолжат наблюдать за развитием событий на Филиппинах. Такое мнение высказывает Грег Полинг, директор Центра прозрачности морских коммуникаций азиатского региона в расположенном в Вашингтоне Центре стратегических и международных исследований.
"Россия очень хотела бы нарастить свое влияние в регионе, и, безусловно, получение такого влияния над давнишним союзником США рассматривается Москвой как большой бонус, как приобретение. И в самом деле, ничто не препятствует Филиппинам наладить сотрудничество с Россией в области безопасности. Но дьявол тут, однако, кроется в деталях",- считает Грег Полинг.
Полинг отмечает, что США будут очень обеспокоены, если сотрудничество России и Филиппин будет включать приобретение вооружений на таких цифровых платформах, которые были бы несовместимы с платформами и доктринами, используемыми Вашингтоном и Манилой. Проблема усложняется еще и тем, что такие же оружейные цифровые платформы используют и другие партнеры Вашингтона в области безопасности, а именно Австралия, Япония и Южная Корея.
"США очень опечалятся, если какое-то произведенное Россией приобретение, а то и просто допуск русских в рамках сотрудничества — словом, если контакты Манилы и Москвы поставят под угрозу оборонное или разведывательное сотрудничество между США и Филиппинами«, — продолжает Полинг.
«Кроме того, приобретение от России крупных платформ скорее всего потребует от США наложить санкции на Филиппины. Санкции могут быть отменены только специальной временной отменой санкций, но американское правительство использует такие временные отмены крайне скупо. Ведь любые исключения подрывают эффективность санкционного режима».
Москва на прошлой неделе предложила помочь Филиппинам наладить производство собственного оружия — и для собственных нужд, и на экспорт — при помощи российской технологии. Макс Монтеро, проживающий в Австралии филиппинский консультант по вопросам безопасности, оценил это предложение России как «вызов Соединенным Штатам».
«Представьте себе — бастион влияния Соединенных Штатов, давнишний союзник Америки и даже их бывшая колония. И вот это государство становится хабом для производства российского оружия. А тут еще и филиппинские вооруженные силы собираются это оружие покупать — среди прочих покупателей, — сказал Монтеро. — Тем не менее стоит отметить: ослабление устанавливаемых США альянсов в Азии в конечном счете выгодно России. Ведь Россия — конкурент США и в области продажи оружия, и с геополитической точи зрения».
Филиппины, по словам Монтеро, могли бы многое приобрести от предлагаемого русскими соглашения, поскольку сейчас страна находится среди отстающих в области оборонных технологий. Однако, как отметил этот же оборонный аналитик, не стоит забывать, что пока Филиппины продолжают покупать оружие у США для своей армии, а также получать американское оружие в виде грантов, добровольных оборонных даров. А такие действия объективно сужают рынок для российских оборонных разработок.
Сотрудничество в области военно-морского флота (ВМФ) также стоит на российско-филиппинской повестке дня. В марте обсуждался пакт о сотрудничестве двух ВМФ, филиппинские военные суда посетили Россию в октябре, а российские корабли посетили Филиппины в январе с визитом доброй воли.
Россия — крупнейший поставщик оружия в Юго-Восточную Азию, а на мировом рынке Россия — номер второй, уступающий только США. Страны Юго-Восточной Азии купили на 6,6 млрд. долларов российского оружия в 2010-2017 гг. А это 12 процентов общих продаж РФ, по данным Стокгольмского Института международных исследований в области сохранения мира — шведского аналитического центра, отслеживающего перемещения оружия по миру.