Импичмент президента Трампа — главная и единственная тема, которую обсуждают сейчас политики в США. Даже в Европе, где на первом плане остается Брексит, дипломаты уделяют ей особое внимание. Варшава между тем сохраняет молчание. Наша пресса занята польскими выборами и процессом формирования правительства, а поэтому мало пишет об импичменте, что легко понять: проправительственные СМИ не станут критиковать главного (и единственного серьезного) союзника в мире, а остальным сложно растолковать читателям все перипетии расследования, которое инициировал американский Конгресс.
Польские политики в целом редко высказываются о происходящем в мире. Американская тема звучала в последнее время только в контексте двух событий (по счастливому совпадению, очень удобных для одной конкретной части нашей политической сцены): покупки самолетов Ф-35 и отмены виз. Она появляется на дипломатических приемах в Варшаве, но обсуждают ее исключительно иностранные дипломаты, а польские участники таких мероприятий не проявляют к ней особого интереса.
Однако это расследование имеет для нас существенное значение, поскольку такое значение оно имеет для Киева и Москвы: двух столиц, играющих ключевую роль в нашей геостратегической ситуации. Если их касается и интересует импичмент, значит, он касается и нас. Вчера в одной из самых важных российских информационных программ ведущая показала видеозапись, сделанную в ходе выступления Трампа, когда тот демонстрировал фотографию украинского министра юстиции. Журналистка шутила, что в благодарность за поддержку Москвы во время президентской кампании 2016 года Трампу следовало бы демонстрировать фотографию Путина.
Да, процедура импичмента выглядит сложной, но это дело напрямую касается нас. Демократы из американского Конгресса подозревают, что Трамп увязал возможность оказания военной помощи противостоящей российской агрессии в Донбассе и Крыму Украине с тем, начнет ли украинское руководство расследование коррупционной деятельности сына Джо Байдена на украинской территории. Если бы Киев инициировал такое расследование, у Трампа появилось бы «ядерное оружие», которое он смог бы использовать в кампании 2020 года против своего конкурента. Однако, украинцы не видят оснований для такого шага, а поэтому ничего не предпринимают.
Из показаний многочисленных сотрудников Белого дома и внешнеполитического ведомства следует, что все выглядело именно так, но Трамп отметает обвинения. Мы уже писали на нашем портале о том, что именно попытки надавить на Украину в контексте Байдена, а не ураган явились основной причиной, по которым американский президент отменил свой сентябрьский визит в Варшаву.
Многое указывает на то, что Трамп использовал тему политики безопасности в Европе в своих личных целях. Для России это знак, что он может предать интересы союзников, если увидит в этом политический интерес. Москва в любой момент с удовольствием согласится на такую сделку: мы видим это по тому, как обрадовал российских руководителей скандал с импичментом.
Украина оказалась в западне, а Европа (в том числе Польша) не спешат ей помогать. Без американцев украинцы будут обречены на поражение: им придется окончательно отдать России Крым, признать донбасский конфликт замороженным на долгие годы по образцу приднестровского и смириться с политической зависимостью от Москвы.
Для Польши такой сценарий — это катастрофа, ведь его претворение в жизнь означает, что буферная зона между Россией и нашей страной резко сузится. Всем, кто следит за действиями российского государства под руководством Владимира Путина, понятно, что геостратегическая победа на Украине лишь побудит Кремль предпринимать новые шаги все ближе к польской границе.
Если Трамп продает союзников, чтобы добиться своих целей во внутренней политике, польскому руководству придется это учитывать. Американский лидер может произнести сотню прекрасных речей об участниках Варшавского восстания, но если он, лишь бы только не встречаться с президентом Украины, отказывается прилетать в Польшу, если он торгует жизнями украинских военных, зарабатывая очки в президентской кампании, то никто не может нам гарантировать, что в будущем, например, когда у нас кончатся деньги на закупку американских вооружений, он не поступит так же с нами.
Поэтому Варшаве следует вести сбалансированную политику в сфере безопасности, опирающуюся на два столпа: союз с США и активное участие Польши в развитии всевозможных политических и экономических европейских союзов, в первую очередь в рамках ЕС.