Отношения между США и Правительством национального согласия Ливии развиваются примечательном образом: Вашингтон пригласил министров иностранных и внутренних дел Ливии принять участие в министерской конференции государств-членов Международной коалиции против «Исламского государства» (организация запрещена в РФ — прим. ред.).
Американскую сторону на встречах представляли различные ведомства, в том числе Министерство финансов. В ходе переговоров представителей министерства с ливийскими политиками был поднят ряд важных тем: перспективы развития сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и меры в рамках борьбы с экономическими преступлениями, включая санкции против нарушителей.
Что касается встреч с другими правительственными учреждениями при Государственном департаменте США, то они завершились совместным заявлением, призывающим Ливийскую национальную армию прекратить наступление на Триполи. Стороны выразили уверенность, что таким образом процесс сотрудничества с Правительством национального согласия будет существенно облегчен, что послужит препятствием для неоправданного иностранного вмешательства и обеспечит сохранение территориальной целостности Ливии.
Как гласит заявление, в то время как Россия через наемников пытается противостоять воле ливийского народа и использовать конфликт в своих интересах, Америка стремится решить лежащие в его основе проблемы и укрепить законную государственную власть.
В последние годы холодной войны, когда западные капиталисты открыто вербовали наёмников, Советский Союз учредил ведомство для проведений кампаний по поддержке африканских режимов, лояльных кубинской армии. 13 февраля 1988 года Организация Объединенных Наций опубликовала третье и четвертое Женевские соглашения, запрещающие вербовку, использование, финансирование и обучение наемников. В этом документе выражалось осуждение международным сообществом деятельности наемников как несовместимой с основными принципами международного права. Так, наёмники осуществляют вмешательство во внутренние дела государств, нарушают принцип их независимости и территориальной целостности и создают препятствия для осуществления права народов на самоопределение. После окончания холодной войны в мире стали появляться частные, то есть наемные вооруженные силы: Sand Line International, Aegis Defense Services и Blackwater.
Россия, видимо, потерпела неудачу при попытке заключить контракты в американском стиле, чтобы вести свои войны и вмешиваться в конфликты за рубежом. Такой тип договоренностей является подходящим способом реализации неоимпериалистических амбиций и поддержки внешнеполитических проектов. Российские граждане, помнящие о поражении Советского Союза в Афганистане в середине 1980-х годов, не хотят отдавать свою кровь ради этого проекта. Благодаря своей работе в средствах массовой информации, в 1989 году я опубликовал последнюю работу на тему авантюризма французского наёмника Боба Денара в Африке. Несмотря на упомянутую выше конвенцию ООН, запрещающую вербовку наемников, в сентябре 1995 года вышеупомянутый персонаж провел военную операцию по свержению президента Коморских островов.
Я вспомнил о нем, так как он участвовал в заговорах французского государства, снабжавшего наемника паспортами и деньгами для подготовки к выполнению миссий по свержению режимов африканских стран, что документ ООН называет подрывом конституционного строя государств. Это почти то же самое, что Россия делает в Ливии, но не только через ЧВК «Вагнер». Согласно отчету агентства Bloomberg, почти 300 наемников во главе с Евгением Пригожиным, человеком из ближайшего окружения российского президента, прибыли на военную базу в Ливии для поддержки ливийской армии. Бойцы компании находятся на окраине столицы с апреля 2019 года. Как пишет британская газета The Telegraph, они снабжают силы наступления боеприпасами, снарядами, танками и беспилотниками. Более того, управляют военными операциями силы, связанные с российской военной разведкой, которая базируется на востоке Ливии.
Примечательно, что в заявлении американская сторона открыто упомянула Россию. Похоже, Правительство национального согласия, которое избегало разговоров о ситуации с наемниками, отбило брошенный Москвой крученый мяч, и ливийская делегация предоставила четкие доказательства, что несмотря на предлог борьбы с терроризмом и ополченцами в столице, наступление на Триполи — это не что иное, как попытка свергнуть легитимное правительство.
Следует напомнить, что ливийское правительство было признано международным сообществом, в том числе Россией, в соответствии со Схиратскими соглашениями под эгидой ООН. Согласно ему, все ливийские стороны внесли свой вклад, включая Палату представителей, назначившую военного командира армии. При этом руководство армии назначило своего представителя в Президентском совете при правительстве, которое хотело свергнуть 4 апреля 2019.