Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
L'OBS (Франция): #ExMuslim — бывшие мусульмане, которые критикуют ислам

Пришедшее из Германии и Великобритании движение #ExMuslim набирает силу во Франции. Эти бывшие мусульмане отстаивают свое право на отступничество от мусульманства и критику ислама. До каких пределов они дойдут — уж не до заигрываний ли с ультраправыми?

© AFP 2019 / ANGELA WEISSЖурналист Зинеб Эль-Разуи выступает во время восьмого ежегодного женского саммита в Нью-Йорке, США
Журналист Зинеб Эль-Разуи выступает во время восьмого ежегодного женского саммита в Нью-Йорке, США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор явно сочувствует «разочаровавшимся» в исламе жителям ЕС. Они часто становятся изгоями, когда критикуют веру отцов. Но он не поддерживает их в одном случае — когда «отступники», борясь с якобы негуманной религией, сближаются с ультраправыми. Ведь нацисты тоже винят ислам во всех бедах Европы.

Вот перед нами женщина, которая променяла ислам на полюбившегося ей Иисуса — и с тех пор стала целью нескончаемой «физической и словесной агрессии». Другая отошла от веры, но продолжает носить исламскую вуаль при муже. 16-летняя лесбиянка больше не чувствует себя мусульманкой, но после признания отец клятвенно заверил ее, что с такими склонностями она будет гореть в аду. Такие рассказы бывших мусульман, «отступников от ислама», множатся в социальных сетях и все чаще сопровождаются хэштегом #ExMuslim. Это движение уже оформилось за границей, но только набирает силу во Франции и остается у нас малоизвестным, несмотря участие в нем ряда знаковых деятелей, таких как бывшая журналистка «Шарли Эбдо» Зинеб эль-Разуви. В чем цель этих «бывших мусульман»? Отстоять свободу совести и право на критику не только исламизма, но и саму по себе религию ислама. Пусть даже во Франции этим нередко пытаются воспользоваться ультраправые…

Первые из «покаявшихся» провели в 2007 году демонстрации в Германии и Великобритании по инициативе иранок Мины Ахади и Марьям Намази. С тех пор два этих «пионерских», проложивших путь остальным отделения сохраняют центральное положение в международной сети. За 12 лет по всему миру появилось не менее 25 «советов бывших мусульман» или аналогичных организаций. Как отмечает Марьям Намази, каждое из таких отделений обладает автономией, но должно заявить о поддержке общего манифеста. Этот документ утверждает, что члены организации не принимают «запрет на уход из ислама», что они встают на защиту «разума, всеобщих ценностей и прав и светского общества». Они также приветствуют «свободу критики религии» и выступают за право для граждан самим решать, быть ли им верующими или атеистами. Наконец, организация выступает за «разделение религии и государства». Неоднократно проводились международные встречи, а в 2017 году увидела свет официальная коалиция.

Во Франции, где, по данным Института Монтеня, от ислама отходят 15% детей французских мусульман, ассоциация появилась лишь в 2013 году. Валид аль-Хусейни стал одним из ее первопроходцев. В своей родной Палестине этому 30-летнему мужчине довелось побывать за решеткой из-за атеистических взглядов. Он прибыл в Париж как беженец в 2012 году и нашел «ангела хранителя» в лице господина Бернара Шальша (Bernard Schalscha), близкого соратника философа Бернара-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy). Тот приютил его, помог ему устроиться и познакомил его с «парижскими политическими кругами». В скором времени с ним связалась британка Марьям Намази, которая видела в нем хороший символ для движения бывших мусульман по другую сторону Ла-Манша. 6 июля 2013 года он, в том числе при поддержке писательницы Каролин Фурест (Caroline Fourest) объявил о формировании Совета бывших мусульман Франции (СБМФ). «Мы хотели заявить о нашем существовании», — объясняет Валид аль-Хусейни.

Шесть лет спустя совет напоминает пустую оболочку: у него нет ни законной структуры, ни интернет-сайта, ни помещения. По словам активиста, на момент формирования структура насчитывала порядка 22 человек. А сейчас их около сотни. «Было трудно активно работать, — признает с самого начала вступившая в него Атика Самрах. — Члены-основатели выходили из-за угроз. Нас много в социальных сетях, но у нас нет настоящего объединяющего проекта». У Бернара Шальша есть другое объяснение: «СБМФ ничего не делает как таковой. Валид не смог раскрутить эту структуру. Он представляет все так, словно один ведет героическую борьбу с исламизмом».

«Фашосфера»

Хотя совет прозябает, риторика этого лидера бывших мусульман находит немалый отклик: более 40 000 подписчиков в Twitter и целый фан-клуб в Facebook. Влияние Валида так велико, что в 2015 году его дважды приглашали в Национальное собрание для обсуждения исламизма и свободы слова. Его поведение может быть намеренно провокационным. Мы встречаемся с ним за столиком парижского кафе, где он с напряженным лицом говорит, что «хиджаб — это рабство», и что в «Сен-Дени работают одни мусульмане» (Сен-Дени — злачный район Парижа, имеющий славу места для сомнительных развлечений, связанных с алкоголем и сексом, прим. ред.). «Его заносит, — вздыхает Бернар Шальша. — Он может связаться с ультраправыми, которые его просто используют. Он даже может повторять глупости вроде: Франция капитулировала перед исламистами».

Некоторые из его интервью были даны СМИ, на которых стоит печать «фашосферы». В частности, он делает следующее заявление на сайте группы «Светский отпор»: «Часть Европы превратится в кварталы, которые смогут потягаться с самыми отсталыми странами мусульманского мира». В 2015 году близкий к израильским ультраправым сайт «Europe Israël» опубликовал запись из его блога под названием «Почему я отрекся от ислама». Французский корреспондент сайта утверждает, что неоднократно встречался с ним, хотя сам палестинец все опровергает. В 2017 году Валид аль-Хусейни выпустил вторую книгу «Французское предательство: разоблачение коллаборационистов радикального ислама» и выбрал для ее публикации издательство Ring, в котором также печатался антииммиграционный публицист Лоран Обертон (Laurent Obertone). После выхода книги близкий к «Национальному объединению» бывший полицейский Себастьен Жалламион (Sébastien Jallamion) выложил в Twitter фотографию с ним после «встречи» и «беседы». Аль-Хусейни в свою очередь утверждает, что не знаком с ним. «Я не лезу в политику, — возражает он. — Мне не нравятся ультралевые, которые хотят заткнуть нам всем рот, и ультраправые, которые стремятся использовать нас. Мы, как бывшие мусульмане, должны заниматься сферой идей, а не политикой».

58 000 подписчиков

Как и он, Мажид Укаша, бритый наголо «отступник» с трехдневной щетиной, небрежно отметает в сторону обвинения в идеологических связях с ультраправыми. «Демонизация с помощью ярлыка „ультраправый" против меня не работает, — объясняет он. — Это всего лишь средство давления информационно-политической системы». За несколько лет он стал видной фигурой среди бывших мусульман во Франции, хотя и не входит в СБМФ (Союз бывших мусульман Франции). У его канала на YouTube более 58 000 подписчиков, а видео могут набирать больше 300 000 просмотров. Он специализируется на негативной расшифровке посланий Корана. Эту священную для мусульман книгу он открыто называет «рабовладельческим, воинственным и женоненавистническим» произведением.

Мажид Укаша — сын алжирских иммигрантов. Он ходил в мечеть с восьми лет и узнал там, что женщины — низшие существа по отношению к мужчинам и что его немусульманские друзья попадут в ад. По достижении совершеннолетия он ушел из ислама после нескольких месяцев углубленного изучения Корана. «Я был в ужасе от того, что узнал», — рассказывает он, приводя в пример суры о необходимости насилия над непокорными женщинами. Хотя он уверяет, что проводит черту между верой и насилием, а также не распространяет критику того, что ему не нравится, на всех мусульман, многие из которых являются «жертвами промывания мозгов с самого детства». Тем не менее, с точки зрения названия некоторых его видео вызывают сомнения: «Странные вопросы, которые задают себе только мусульмане», «Что озападненные мусульмане не говорят вам об исламе» или «10 вопросов, которые нужно задать мусульманину, чтобы увидеть его истинное лицо». В последнем ролике Мажид утверждает, что «большинство взрослых мусульман в западном мире — лицемеры». «Большинство из них лгут немусульманам, с которыми находятся рядом в повседневной жизни, а многие делают вид, что не являются экстремистами», — добавляет он. «Мой личный опыт подтверждает, что мусульмане чувствуют себя ближе к исламистам, чем к немусульманам», — настаивает он в интервью.

Неудивительно, что его видео принесли ему расположение ряда ультраправых СМИ. В 2018 году Мажид Укаша писал для сайта «Валер актюэль», где не только занимался своей излюбленной расшифровкой Корана, но и поднимал другую близкую изданию тематику. Среди излюбленных тем — плохая интеграция иммигрантов, на мусульманскую одежду, закрывающую женское лицо, а также необходимость закрытия границ. «Из всего, что я читал на этом сайте, ничто не противоречило моим идеалам, — объясняет он. — Я защищаю границы и выступаю против приема мигрантов во Франции. Это не левые или правые взгляды, а здравый смысл!» Теперь эти «труды по расшифровке» Корана от господина Укаша легли в основу его книги «Жил-был ислам». Она вышла в издательстве Tatamis, которое публикует в том числе произведения норвежского массового убийцы и расиста Адерса Брейвика (Anders Breivik) (устроившего знаменитое побоище в детском лагере на норвежском острове Утойя — прим. ред.) и французского автора Йоахима Велиока (Joachim Véliocas). Оба одержимы мыслью об опасности «исламизации» Европы.

"В риторике этих активистов прослеживается агрессия«,- считает публицист и консультант Хаким эль-Карави, автор доклада о французском исламе по заказу Института Монтеня. «Именно поэтому ими пользуется фашосфера. У них есть тяга к карикатуре и, к сожалению, к враждебной по отношению к исламу риторике. У них есть право говорить это, но они только способствуют обострению спора между исламистами с одной стороны и исламофобами — с другой».

Исламофобия

Мажид Укаша считает эту борьбу своим «призванием». Сам он называет себя «полезным и благожелательным патриотом» и «светским активистом», который становится мишенью для угроз в социальных сетях и нападений на улице. Дошло до того, что теперь он предпочитает скрываться. Никаких интервью в общественных местах или фотографий на улицах. Кроме того, желательно, чтобы фотограф «не ходил в мечеть». В 2019 году он раскритиковал появление слова «исламофобия» в законопроекте против разжигания ненависти в интернете. «У меня есть фобия по отношению к исламу, потому что Коран не только абсурден, но и опасен. Ненавидеть эту религию теперь станет незаконно?» — возмутился он в твите, который поддержала Зинеб аль-Разуви, еще один видный представитель движения. Эта франко-марроканская журналистка в прошлом работала в «Шарли Эбдо», а сегодня разместила хэштег #ExMuslim на своей странице в Twitter (она не захотела ответить на наши вопросы).

Она стала медийным лицом борьбы с исламизмом, что влечет за собой множество угроз и вынуждает ее жить под защитой полиции. Ее заявления регулярно вызывают полемику. В частности она делала безответственные заявления, что «единственная общая черта всех террористов — это ислам» и что «закрывающая лицо мусульманская одежда является частью идеологического набора, который ведет к терроризму». Из-за таких слов ее освистали 10 ноября на улицах Парижа во время марша «против исламофобии». В социальных сетях были раскопаны ее фотографии с ультраправым автором комиксов, который подписывается как «Папасито» и тоже публикуется в издательстве Ring. Ее заявления в СМИ не лучшим образом отражают более сложную идею. «Исламское писание является женоненавистническим. Оно открыто допускает многоженство и рабство, призывает к варварству», — подчеркнула она в интервью «Пуэн» в апреле 2019 года. Тем не менее чуть дальше она уточнила: «Это не означает, что мусульмане не являются в своем большинстве мирными людьми. Но их человечность превалирует над буквальным следованием их священному писанию».

Существенно отличие позиции госпожи Зинеб аль-Разуви от позиций Мажида Укаша и Валида аль-Хусейни. В отличие от них, она без колебаний ставит на один уровень исламизм и ультраправых. «И те и другие считают, что французское общество состоит из общин, у которых должны быть разные права, — рассуждает она во все том же „Пуэн". — И те и другие враждебно относится к инаковости, республиканским и общечеловеческим ценностям». Хотя Валид аль-Хусейни и Мажид Укаша поддерживают двусмысленные отношения с ультраправыми, в других странах движение «бывших мусульман» старательно отмежевывается от них. «Во Франции ультраправые сильнее и презентабельнее, а антимусульманская риторика больше распространена в общественном пространстве», — считает Хаким эль-Карави. В 2016 году Мина Ахади отказалась от приглашения на конференцию от антииммиграционной партии «Альтернатива для Германии». «Я рекомендую всем бывшим мусульманам очень внимательно относиться к ультраправым, — объясняет она. — Сегодня очень важно занять четкую позицию». В свою очередь Марьям Намази выпустила доклад «Враги, а не союзники: ультраправые», где она в частности отмечает группу «Светский отпор». По ее словам, она уже послала куда подальше Партию независимости Соединенного Королевства (UKIP), а также неофашистскую Британскую национальную партию, которая хотела сделать пожертвование. «Исламисты — это наши ультраправые, — утверждает она. — Нет никакого смысла выступать против одних ультраправых и поддерживать других».