Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Tygodnik Solidarność (Польша): есть ли сила в «Силе Сибири»?

© REUTERS / Maxim Shemetov.Сотрудник на компрессорной станции "Атаманская" объекте газопровода "Сила Сибири" в Амурской области
Сотрудник на компрессорной станции Атаманская объекте газопровода Сила Сибири в Амурской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польский автор размышляет, станет ли газопровод «Сила Сибири» выгодным для России проектом, сможет ли она на нем заработать. Проанализировав ситуацию на газовом рынке и перспективы спроса на газ в Китае, он делает неутешительный для Газпрома прогноз. Правда, в его раскладе очень много неизвестных.

В понедельник состоялся торжественный запуск газопровода «Сила Сибири». По этому случаю организовали специальный телемост, связавший сочинскую резиденцию Путина и Пекин. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер вышел на связь с находящейся у китайской границы компрессорной станции «Атаманская», где он «открыл вентиль». В Сочи с Путиным находились вице-премьер Козак, курирующий топливный сектор, и министр Новак, который отвечает в российском правительстве за экспорт нефти и газа.

В России строительство этого газопровода, договор на тему которого появился после аннексии Крыма в введения Западом санкций, считается символом того, что Москва разворачивается на восток и оставляет пустые надежды на превращение РФ в равноправного члена семьи западных государств. Как подчеркивал в своем выступлении Путин, запуск газопровода служит гарантией, что к 2024 году объем товарооборота между Россией и Китаем достигнет уровня в 200 миллиардов долларов, и доказывает, что Москва способна самостоятельно претворять в жизнь масштабные и смелые инфраструктурные проекты. Российский президент привел несколько цифр, призванных произвести впечатление на общественность. На строительстве трубопровода было задействовано 10 тысяч человек и 4,5 тысячи единиц техники, которые работали в исключительно сложных условиях: во время долгой сибирской зимы температура опускается иногда до —50 градусов. Несмотря на это им удалось уложить 130 тысяч труб массой более 1,8 миллионов тонн, сварить более 260 тысяч стыков, построить 10 переходов через крупные реки и 100 — через малые водоемы. Иными словами, россияне справились: они уложили газопровод, протяженностью 3 тысячи километров. Просто молодцы!

Остаются, однако, вопросы об экономической составляющей всего проекта: рентабелен ли он, выйдет ли он когда-либо на окупаемость? Следует обратить внимание на слова Си Цзиньпина, который на церемонии открытия газопровода говорил об экономическом значении инвестиции, ее экологической составляющей (северные китайские провинции борются с проблемой смога) и безопасности эксплуатации. Пункт «укрепление дружбы» оказался у него лишь на четвертом месте: Пекин не уделяет столько же внимания, сколько Москва, «стратегическим аспектам» проекта. Для Китая «Сила Сибири» не имеет стратегического значения, а связано это с несколькими факторами. Прежде всего, со скоромным масштабом: в 2020 году по новому газопроводу Россия поставит 5 миллиардов кубометров голубого топлива, в перспективе объем поставок планируется довести до 38 миллиардов кубометров. Между тем в этом году китайцы закупят у иностранных поставщиков 305 миллиардов кубометров газа. Правда, спрос оказался не таким высоким, как планировалось (прогнозы говорили о 360 миллиардах кубометров), а темпы развития китайской экономики снизились, но уже даже эта цифра показывает, что поставки из России составят 1-2% от всего китайского импорта, а в будущем их доля не превысит 10%.

Возможно именно поэтому китайцы не спешили строить транспортную инфраструктуру в своем северо-восточном регионе, куда идет российская труба. В ходе ее торжественного открытия глава китайского государственного газового гиганта говорил о планах расширения транспортных сетей, которые позволят российскому топливу добраться до Шанхая. Однако планы могут остаться на бумаге.

Россия, как официально сообщается, потратила на строительство газопровода и сопутствующей инфраструктуры 1,2 триллиона рублей, что по сегодняшнему курсу составляет 18,75 миллиардов долларов. Точный объем расходов (как и цена, по которой Москва продает Пекину свой газ) остается одним из самых охраняемых секретов. Некоторые российские эксперты полагают, что эти цифры занижены, но даже если мы предположим, что они близки к правде, следует учесть, что за последние пять лет курс рубля значительно снизился, поэтому следует говорить, скорее, о расходах на уровне 20 миллиардов долларов. Кроме того, часть этой суммы покрывалась за счет дорогого китайского кредита, который нужно будет с процентами возвращать. На фоне тех 200 миллиардов кубометров газа, которые Газпром поставляет на европейский рынок, объем его поставок в Китай выглядят скромным. И даже если мы предположим, что Россия сможет на них заработать, срок окупаемости инвестиции будет очень долгим.

Более того, сложно сказать, действительно ли россияне заработают на поставках газа в Поднебесную. Китайцы в этой сфере ориентируются только на холодный расчет. Практически накануне запуска «Силы Сибири» они сообщили, что начинают реформу газовых тарифов в северных провинциях, куда идет российский газопровод. Раньше цены регулировало государство, а сейчас их будет формировать рынок. Такой шаг стал возможен потому, что, согласно данным корпорация «Синопек» (вторая по размеру китайская компания, занимающаяся добычей газа), в этом регионе в будущем году предложение превысит спрос на 9 миллиардов кубометров. Иными словами, отмена регулирования цен будет способствовать их снижению. Промышленный сектор и домохозяйства (68 миллионов человек) в провинциях, куда пойдет российский газ, потребляют в год 14 миллиардов кубометров газа. То есть процесс наращивания объема импорта из России до уровня в 38 миллиардов кубометров натолкнется на барьер спроса, если, конечно, китайцы не построят дополнительную транспортную инфраструктуру, позволяющую направить российское сырье в другие регионы.

При этом на долгосрочных контрактах (Россия подписала договор с фиксированной ценой, основанный на принципе «бери или плати») отразится ситуация на мировых рынках. В момент подписания договора с Китаем баррель нефти, с которой связана цена газа, стоил около 100 долларов, а сейчас — около 60, поэтому дешевеет и газ. Это видно на примере имеющего для Газпрома ключевое значение европейском рынке. Из отчетов компании следует, что в третьем квартале этого года цены в Европе упали. Если во втором квартале Газпром продавал 1000 кубометров газа в среднем за 205,1 доллара, то в третьем — за 169,8. Дело при этом не в сезонных колебаниях: по сравнению с предыдущем годом цены снизились на 32% и находятся на самом низком с 2004 года уровне. Одновременно наблюдается интересная тенденция: на азиатских рынках они обычно были выше, чем в Европе, но сейчас упали еще сильнее.

Следует также напомнить, что Китай располагает самыми крупными в мире разведанными запасами сланцевого газа. Таким образом могут подтвердиться прогнозы аналитиков, предсказывавших, что в ближайшие годы объем добычи в Китае будет увеличиваться, опережая рост спроса.

Показатели Газпрома выглядят сейчас неблестяще. Несмотря на повышение цен на российском рынке и рост продаж в страны бывшего СССР на 21%, неблагоприятные тенденции преодолеть не удалось. Объемы продаж в целом снизились на 16%, а прибыль — на 40%. В то, что в ближайшие годы ситуацию удастся изменить, не верят даже в российском правительстве: проект бюджета на будущий год предполагает снижение цен на экспортируемый Россией газ. Кроме того были отклонены практически все просьбы крупных газовых компаний, которые хотели получить налоговые льготы в связи с планирующимися или реализуемыми дорогостоящими инвестициями за полярным кругом. В таких реалиях контракт с Китаем, возможно, и будет иметь стратегический характер, но заработать на нем будет сложно.