В прошлом месяце в интервью журналу «Экономист» президент Франции Эммануэль Макрон с сожалением признал «смерть мозга» НАТО. Его заявление получило вирусную популярность. Он не был первым западным лидером, публично указавшим на существующие в Североатлантическом альянсе проблемы, однако его сомнения по поводу обязательств НАТО в области коллективной обороны — краеугольный камень этой организации — указывают на наличие серьезных проблем. Многочисленные западные официальные лица поспешили опровергнуть слова Макрона, однако разворачивающаяся дискуссия лишь подчеркнула то обстоятельство, что сегодня НАТО, судя по всему, сталкивается с наиболее серьезными вызовами с момента своего создания в 1949 году.
По мнению некоторых наблюдателей, внутренний разлад в НАТО является опасным подарком России — стране, с которой у этого Альянса установились особенно натянутые отношения с 2014 года. Неудивительно, что Мария Захарова, официальный представитель российского Министерства иностранных дел, назвала заявление Макрона «золотыми словами». Однако и осуждение Западом высказывания Макрона, и довольная реакция России не учитывают вероятности наступления более беспокойного будущего.
В течение последних нескольких лет Россия и НАТО находятся в своего рода капкане в области безопасности. В сложившейся ситуации никто не доверяет намерениям другой стороны, и в результате все пытаются увеличить свою военную силу для сдерживания соперника. Хотя обе стороны считают свои действия оборонительными, каждая из них воспринимает действия противоположной как чистую агрессию, — и этот цикл опасным образом повторяется.
По сугубо географическим причинам Восточная Европа, расположенная между Россией и НАТО, стала эпицентром разворачивающейся дилеммы в области безопасности, которая и приводит в результате к все более опасной милитаризации. Так, например, российские морские учения в Балтийском море вблизи шведской военно-морской базы «Карлскруна» (Karlskrona) являются индикатором планов России по расширению своего влияния в государствах бывшего Советского Союза, а также за их пределами.
Макрон публично выразил сомнение по поводу исполнения обязательств Альянса в области коллективной обороны, и это лишь усилит ощущение неопределенности в странах, расположенных вдоль восточного фланга НАТО. Находящиеся там страны могут поверить в то, что у них не остается другого выбора, кроме как предпринять еще больше усилий для укрепления своей собственной обороны. В частности, они могут посмотреть за пределы НАТО и обратить свой взгляд на Вашингтон. Польша уже сделала это и сегодня пытается устроить на своей территории военную базу «Форт Трамп» (Fort Trump), что означает постоянное военное присутствие Соединенных Штатов. Судя по всему, другие страны готовы последовать примеру Варшавы.
Что касается краткосрочных и среднесрочных последствий, то их нетрудно предсказать. Они будут включать в себя повышенную напряженность внутри НАТО, а также неизбежную ответную реакцию со стороны России. Все это, в свою очередь, приведет к еще большему западному присутствию на земле. Ни одна страна не будет чувствовать себя в большей безопасности. Беспокойство вызывает и то обстоятельство, что более твердые обязательства НАТО в отношении своих членов заставит этот альянс вести себя более агрессивно. В долгосрочной перспективе дилемма безопасности может привести в опасное состояние этот регион, а также все евроатлантическое пространство.
Будет сложно развернуть в обратном направлении дилемму безопасности Восточной Европы. Для этого западные страны и Россия должны вместе сесть за стол переговоров и заключить большую сделку по многочисленным вопросам — санкции, рамки для контроля над вооружениями, Украина, — которые в настоящее время кажутся неразрешимыми. Более реалистичное решение может состоять в том, чтобы найти способ сделать все сложные вопросы безопасности Восточной Европы более предсказуемыми. И здесь Белоруссии принадлежит ключевая роль.
В течение долгого времени Запад игнорировал Белоруссию, называл ее последней диктатурой Европы и чахнущим задним геополитическим двором России. Хотя внутренняя политика этой страны вызывает беспокойство, проводимая ею в последнее время внешняя политика, а также политика в области безопасности демонстрирует значительный потенциал Белоруссии, и ее способность играть стабилизирующую роль в Восточной Европе.
После российского вторжения в Крым в 2014 году и начала боевых действия в Донбассе, Белоруссия заняла подчеркнуто нейтральную позицию между Россией и Западом. Кроме того, она даже была выбрана местом проведения мирных переговоров, и именно в Минске были заключены мирные соглашения в 2014 и в 2015 году. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в составе европейской трехсторонней контактной группы (в нее входят представители ОБСЕ, России и Украины) проводит там свои заседания раз в две неделе. Выступая на форуме «Минский диалог», президент Белоруссии Александр Лукашенко обещал сделать из сраны «историю успеха европейской безопасности» и попросил ключевых глобальных и региональных игроков оказать помощь в этом деле.