Спустя три года бездействия механизм четырехсторонних встреч в нормандском формате (Россия, Германия, Франция, Украина), призванный разрешить кризисную ситуацию на Украине, возобновит свою работу на следующей неделе в столице Франции. В ходе переговоров впервые встретятся Владимир Путин и Владимир Зеленский.
Переговоры состоятся в тот самый момент, когда в отношениях между странами, связанными с обсуждаемой проблемой, произошли серьезные перемены: со стороны России поступает помощь и участие, а со стороны США — холод и безразличие. Смягчились отношения России с Европой и Украиной, страна вернула себе статус члена Совета Европы. Франция, Германия, Норвегия, Италия и другие европейские государства начали говорить о снятии антироссийских санкций. Между главами России и Украины состоялся телефонный разговор, страны обменялись 35 пленными, Россия вернула Украине корабли, арестованные во время инцидента в Керченском проливе. В то же самое время в отношениях между Украиной и США возникли некоторые затруднения. Из-за подозрений некоторых лиц в «связях с Украиной» США перестали оказывать помощь этой стране. После того как бывший посол США на Украине и специальный представитель по делам Украины ушли в отставку, их места все еще пустуют.
Возобновление переговоров в нормандском формате — результат совместных усилий всех четырех сторон. Россия, занявшая главенствующую позицию, надеется воспользоваться новым политическим курсом, проводимым новыми людьми на Украине, и ослаблением американской стратегии, чтобы отдалить эту страну от Запада, укрепить отношения с Европой и добиться отмены санкций. Франция и Германия, занимающие нейтральную позицию, надеются сохранить безопасность на восточных рубежах Европы и возобновить экономические связи с Россией. Зеленский, занимающий самое невыгодное, но крайне важное положение, хочет выполнить предвыборные обещания, запустить нормандский координационный механизм, установить мир на востоке Украины и упрочить политическую безопасность. Поэтому для возобновления переговоров в Нормандском формате он принял непростые условия Путина — дать письменное согласие с «формулой Штайнмайера».
Данная формула была составлена в 2016 году министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером. В соответствии с ней украинское правительство должно было принять закон о присвоении Донецкой и Луганской областям особого статуса и провести внеочередные выборы в органы местного самоуправления. Прошлое правительство Украины заявило, что местные выборы пройдут только при условии вывода с востока страны вооруженных группировок и военной техники. Иными словами, Украина поставила безопасность выше политики. Россия же придерживалась противоположного мнения на данный счет.
На первый взгляд причиной столкновения позиций России и Украины кажется противостояние равных сил на востоке страны, на самом же деле причиной стал конфликт интересов сторон относительно внешнеполитической ориентации Украины.
Украина определила вступление в ЕС и НАТО как часть государственной политики, касающейся статуса страны, а также интересов ее безопасности и развития. Для России вопросы безопасности стояли выше экономических интересов, ведь безопасность на приграничных территориях — это часть национальной безопасности. Страна просто не могла допустить, чтобы ее сосед вступил в НАТО. Крымский вопрос усилил антагонизм сторон по данной проблеме. Но даже если Россия захочет подкупить Украину, действуя в ее интересах в рамках газовых сделок, а поддержка со стороны Запада будет весьма ограничена, в краткосрочной перспективе Украина вряд ли откажется от попыток вступить в ЕС и НАТО.
Противоречия в рамках российско-украинских отношений из-за направленности внешней политики Украины стали результатом интриг, происходивших между Россией и Западом в Европе и Азии после завершения холодной войны. Украина — всего лишь ключевой пункт в рамках этой большой евроазиатской игры. Запад видит в России проигравшую сторону и не разрешает ей сохранить за собой участок земли, представляющий особые интересы. После вступления в НАТО трех балтийских стран, Украина, Грузия и Молдавия подписали с ЕС соглашение об ассоциации, и в результате все больше крепнет военное сотрудничество Украины и Грузии с НАТО. Линия фронта в противостоянии между Россией и Североатлантическим альянсом постепенно сдвигается на Восток, приближаясь к западным границам России, из-за чего страна выражает явное недовольство. Некоторые из государств, оказавшихся заложниками ситуации в рамках большой евроазиатской игры, предпочли сохранять нейтралитет (Туркменистан), другие стали искать в сложившейся ситуации выгоду для себя (Казахстан), а третьи встали в строй (Украина).
В то время как геополитическое противостояние в Евразии все еще далеко от своего завершения, переговоры в нормандском формате могут привести к трем возможным результатам. Наиболее вероятная — наступление определенного прогресса в решении некоторых вопросов. Например, стороны пообещают добиться прекращения огня в Донбассе, а Украина согласится действовать в соответствии с «формулой Штайнмайера». После этого будут достигнуты краткосрочные соглашения в ходе переговоров между Россией, Европой и Украиной по газовым вопросам, укрепятся отношения между Россией и Европой.
Такой результат обусловлен совместными усилиями всех четырех участников переговоров в нормандском формате. Россия, занимающая главенствующую позицию и задающая темп переговоров, сможет выдвинуть сценарий, удовлетворяющий ее собственным интересам и направить развитие Украины в сторону федерализации. В условиях примирения Франции и Германии Украина, занимающая наиболее слабую позицию, как и раньше, пойдет на компромисс и согласиться с российским сценарием.
В соответствии со вторым вариантом развития событий, переговоры будут проходить необычайно трудно, позиции России и Украины будут резко различаться. В конечном итоге стороны продолжат углублять взаимопонимание по таким вопросам, как сохранение статуса-кво и избегания кризисных ситуаций. Положительная роль переговоров заключается в том, что лидеры Украины и России получат возможность встретиться и обменяться мнениями лично, а также заложить основу для дальнейшего общения.
Главная причина подобного исхода переговоров заключается в том, что несмотря на заявления Зеленского о желании решить проблемы путем обсуждения их с российской стороной, украинский президент подвергается давлению со стороны антироссийских националистических сил внутри страны и не осмелится пойти на явные уступки в вопросах, связанных с государственными территориями и суверенитетом. Кроме того, он может предложить вариант, более удобный самой Украине. Зеленский не раз говорил о принципе превосходства безопасности над политикой. Его условия в рамках четырехсторонних переговоров включают в себя обмен всеми пленными, полное прекращение огня, наложение санкций на лиц, мешающих процессу примирения, передача контроля над российско-украинской границей в руки украинской стороны и создание условий для проведения местных выборов. Однако Россия не поддержит этот выгодный Украине проект.
Третий исход встречи очень маловероятен. В соответствии с ним в переговорах произойдет крупный прорыв, стороны составят юридически обоснованный план окончательного разрешения конфликта на Донбассе. Так как лидеры стран впервые встречаются лично, а их позиции сильно различаются, в ближайшее время им будет сложно решиться на компромисс по таким важным вопросам. К тому же, несмотря на ограниченные американские инвестиции в Украину, Штаты по-прежнему оказывают большое влияние на ее внутреннюю политику. Примирение России с Украиной не соответствует их стратегии антироссийской блокады. США не будут стоять в стороне, если появится вероятность подобного развития событий.
Чжао Хуэйжун (赵会荣) — научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук.