Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Respekt (Чехия): политические партии российских мусульман

© Александр Кряжев / Перейти в фотобанкПразднование Курбан-Байрама в городах России
Празднование Курбан-Байрама в городах России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подробно прослеживая развитие политических партий российских мусульман, автор констатирует, что за последние 20 лет мусульмане попадали в парламент и правительство очень редко, только будучи представителями крупных политических партий. В будущем он прогнозирует рост числа мусульман на ключевых позициях и руководящих постах.

В 80-е годы в Советском Союзе проживали около 50 — 60 миллионов мусульман. Но, несмотря на большую численность, они были минимально представлены в политическом руководстве страны. Вплоть до 1990 года членами Политбюро являлись всего три функционера мусульманского происхождения: Гейдар Алиев, Шараф Рашидов и Мир Багиров. В 1990 году в Политбюро пришли еще четыре номинальных мусульманина: Аяз Муталибов, Нурсултан Назарбаев, Сапармурат Ниязов и Ислам Каримов. После распада СССР из этих семи политиков пятеро стали президентами в образовавшихся странах. Муталибов и Алиев — в Азербайджане, Ниязов — в Туркменистане, Назарбаев — в Казахстане, Каримов — в Узбекистане. Но политическое участие мусульманского населения в тоталитарной советской системе оставалась минимальным. Некоторые изменения произошли только благодаря политике гласности Горбачева и перестройке. Тогда в обществе началась постепенная разрядка, которая привела, в том числе, к созданию политических партий.

Первая мусульманская политическая партия была нелегально основана в июне 1990 года в Астрахани и называлась Партией исламского возрождения. В поле ее интересов были не только политика и экономика, но и общественная нравственность и вопросы экологии, в частности проблема обмеления Аральского озера. Именно в Средней Азии эта партия много сделала для развития политических исламских движений. Местные отделения Партии исламского возрождения объединились в Партию исламского возрождения Таджикистана и Узбекистана. Важную роль эта партия сыграла и на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне и Дагестане. В самой России Партия исламского возрождения не сумела вывести свою деятельность на общегосударственный уровень и по своей организации напоминала больше клуб, чем политическое объединение. В середине 90-х годов российское ответвление партии распалось.

Ельцинская эра

При Борисе Ельцине появилось сразу несколько мусульманских политических партий. Первые подобные формации начали создаваться в 1995 году, когда было основано общероссийское общественное движение «Нур» («Свет») и Союз мусульман России. В обеих этих партиях ведущие позиции занимали татары, хотя председателем Союза мусульман России был избран Надиршах Хачилаев из дагестанских лаков. В том же году появился «Исламский совет России». В 1996 году было основано движение российских мусульман, лидером которого стал поволжский муфтий Мукаддас Бибарсов. В 1997 году представитель Исламского культурного центра русский по национальности, принявший ислам, Абдул-Вахед Ниязов попытался основать партию федерального охвата. После того как запланированно возрос престиж правоцентристского Мусульманского союза, Ниязов решил привлечь к сотрудничеству известных политиков мусульманского происхождения. Однако этот амбициозный проект провалился, и вместо него в 1998 году Ниязов создал движение «Рефах» («Благоденствие»). В следующем году «Рефах» вошел в коалицию мусульманских организаций под названием «Меджлис» и собирался выдвинуть своего представителя в депутаты нижней палаты парламента. Это удалось только в 2003 году, когда членом Думы стал сам Абдул-Вахед Ниязов.

Однако мусульманские политические партии на российских парламентских выборах не добились особых успехов. На выборах в 1995 году партия «Нур» получила неплохие результаты в Чечне и Ингушетии — 23% голосов. Но на общегосударственном уровне ей достались всего 0,58%. Таких же результатов в 1999 году добился и «Исламский совет России», который получил чуть больше, чем 0,5% голосов. В 1995 году «Союз мусульман России» сформировал коалицию с партией «Наш дом — Россия», которая получила более десяти процентов голосов и заняла на выборах третье место.

Совершенно противоположная ситуация сложилась на президентских выборах в 1996 году. Борис Ельцин тогда вел равный бой с председателем Коммунистической партии России Геннадием Зюгановым и понимал, что голоса мусульман могут сыграть решающую роль в окончательной победе. Поэтому на предвыборном митинге в Ярославле, намекая на своего противника, обратился к местным мусульманам с известной уже фразой: «Поддержите меня на выборах, и я не отдам вас коммунистам». «Союз мусульман России» выразил Ельцину свою поддержку (хотя и не полную) и поддерживал контакты с его советником по вопросам национальной безопасности — генералом Александром Лебедевым.

В середине 90-х годов некоторые политики мусульманского происхождения рассматривали возможность создания мусульманского депутатского клуба в нижней палате российского парламента. За образец они хотели взять период второй российской Государственной думы (февраль — июнь 1907 года), когда в петроградском парламенте заседала фракция, в которую входили либерально ориентированные мусульмане. Но большинство мусульманских депутатов сочли подобный шаг ненужным, а кроме того, Кремль не поддержал эту идею, поэтому в итоге от нее отказались.

Путинская эра

На последующих парламентских (1999, 2003, 2007, 2011) и президентских выборах (2000, 2004, 2008, 2012) российские политики уже не уделяли мусульманским избирателям такого внимания, как в 1995 — 1996 годах. Это было связано со стабилизацией российской политической арены после прихода к власти Владимира Путина. Мусульманские партии также постепенно впадали во все большую зависимость от главных лиц политической жизни. Попыткой переломить эту негативную тенденцию стало решение этих партий превратиться в силу, которая борется за многоконфессиональную и многонациональную Россию и защищает меньшинства вне зависимости от их вероисповедания.

На политической арене российских мусульман произошли изменения, когда в марте 2001 года партия «Рефах» поменяла название на «Евразийскую партию России», а затем, в 2003 году, вошла в избирательный блок «Великая Россия — Евразийский союз». В 2003 году также была основана «Исламская партия России», члены которой прежде состояли в движении «Нур». Председатель этой партии, дагестанский предприниматель Махмуд Раджапов, очень смело заявлял, что в «Исламской партии России» состоит около 700 тысяч членов и не только в Дагестане.

В 2003 году Владимир Путин осложнил создание мусульманских политических партий. В законы о выборах были внесены изменения, и в результате было запрещено регистрировать партии, основанные по религиозному, этническому или гендерному принципу. Однако члены «Исламской партии России» и других непризнанных мусульманских партий баллотировались еще в том же году на декабрьских выборах в российский парламент от Партии правых патриотов, которая тоже возникла как ответвление партии «Нур». «Патриоты» образовали коалицию с «Евразийской партией России», но на выборах их ждал полный провал. Они получили всего 0,25% голосов, что вскоре привело к прекращению их политической деятельности. Чуть более успешным оказался блок «Великая Россия — Евразийский союз», который получил в нижней палате парламента одно кресло (Ниязов).

После того как Путин запретил религиозные партии, в 2004 году все равно появился еще один мусульманский политический субъект. Но на этот раз его создатели отказались от определения «мусульманский» и «исламский». Так, вскоре после бесланской трагедии появилась партия «Хак» («Справедливость»). Как и в случае «Евразийской партии» и «Партии правых патриотов», ведущей силой там стали сторонники евразийства.

Евразийство

Это направление зародилось в среде русских эмигрантов, которые бежали от Гражданской войны и большевиков, выбрав себе убежищем Париж и Прагу. Согласно евразийству, будущее России связано, в первую очередь, с азиатским континентом, а не с Европой. Апологеты этого направления делят мир на два враждующих друг с другом блока, воплощающих некий дуализм добра и зла. Россия вместе с Турцией, Ираном и арабскими странами являются частью так называемого Континента, а Северная Америка и Западная Европа относятся к так называемому Морю. По мнению сторонников евразийства, у западноевропейских стран, в отличие от североамериканских, еще есть шанс исправиться, ведь они могут примкнуть к Континенту. Евразийству противопоставлен атлантизм, видным представителем которого является военная организация Североатлантический альянс (НАТО). Цель евразийцев — создать альянс из представителей православной и исламской цивилизаций, который бы противопоставил себя западному атлантизму, секуляризму и глобализму.

На учредительном съезде «Хака» член комитета Сергей Комков заявил: «Силы враждебные России, а также мусульманскому миру поддерживают исламофобию, которая служит одним из инструментов для уничтожения России». Одним из ведущих представителей «Хака» является бывший православный священник и, пожалуй, самый известный русский, обратившийся в ислам, Али Вячеслав Полосин. Он также является председателем Союза мусульманских журналистов. Видной фигурой в «Хаке» является и интеллектуал азербайджанского происхождения Гейдар Джемаль, сооснователь «Партии исламского возрождения» и председатель «Исламского комитета России», который говорит, что близок к салафизму. Это по-своему парадоксально, поскольку в 1988 году Джемаль вступил в «Память», которая, в частности, связывает себя с реакционной формой православия. Еще одним лидером партии «Хак» стал кабардино-балканский муфтий Шафиг Пшихачев, который состоит в Координационном центре мусульман Северного Кавказа и представляет собой некое связующее звено между евразийцами и северокавказскими мусульманами.

Мусульмане в немусульманских партиях

За последние 20 лет российские мусульмане попадали в парламент исключительно редко, только будучи представителями крупных политических партий. Прежде всего, это касается правящей партии «Единая Россия», от которой в 2007 — 2011 годах в Думе, где 450 депутатских мест, заседали почти 50 мусульман (Адам Делимханов, Муса Манаров и так далее). Приверженцы ислама состояли и в других партиях, например в «Справедливой России» (Аднан Музыкаев), партии «Зеленые» (Залиханов, Абдурахманов), «Евразийской партии» (Хож-Ахмед Нухаев) и «Либерально-демократической партии России» (Джамаладин Гасанов, Рифат Шайхутдинов, Дамир Шадаев, Махмуд Раджапов).

Учитывая негативное отношение большей части российских политических партий к иностранцам и нерусским меньшинствам, неудивительно, что российских мусульман нечасто встретишь в избирательных списках партий. К таким партиям можно отнести ультраправые, ультранационалистические объединения, такие как «Либерально-демократическая партия России» Жириновского, Национально-патриотический фронт «Память», «Русское национальное единство» Баркашова, «Народная социалистическая партия России», «Народная национальная партия России» и «Движение против нелегальной иммиграции»(запрещенная организация в РФ, прим. редакции).

С 1992 года в правительстве России поработали только пять мусульман. Фарит Газизуллин был министром государственного имущества (1997 — 2000) и министром имущественных отношений Российской Федерации (2000 — 2004). Рамазан Абдулатипов был министром национальной политики (1998 — 1999). Игорь Юсуфов был министром энергетики (2001 — 2004). Генерал Рашид Нургалиев в 2004 — 2012 годах занимал пост министра внутренних дел, а Эльвира Набиуллина с 2007 по 2012 годы была министром экономического развития и торговли. (Правда, впоследствии Нургалиев отказался от ислама и принял православие.) Кроме того, в 1991 — 1993 году председателем российского парламента был чеченский экономист Руслан Хасбулатов. Не так давно ходили разговор о создании должности вице-президента, которую занял бы мусульманин.

В будущем можно прогнозировать рост числа мусульман на ключевых позициях и руководящих постах вообще. Конечно, демографическая ситуация скажется и на внешнеполитической ориентации России.