Благодаря гигантскому ледоколу и новому амбициозному плану трафик в морских арктических районах удвоится, говорят в Москве. Но ряд судоходных компаний отказываются в этом участвовать из экологических соображений. Для контейнеровозов этот маршрут не будет реальной альтернативой старому, говорят в компании Mærsk.

Все больше грузовых судов ходят по некогда пустынным морским просторам с дрейфующими льдами и айсбергами к северу от России. Это значит, что все идет по российскому плану.

Российское правительство считает, что зафиксированный в последнее время резкий рост корабельного трафика на этом арктическом маршруте — только начало. Страна намерена существенно обновить свой флот атомных ледоколов и ожидает удвоения грузопотока.

Пока тенденция ясна. За последние 12 месяцев в сопровождении российских ледоколов по арктическому морскому пути прошли 510 судов. Это на 44% больше, чем годом ранее, сообщает российская компания по строительству и обслуживанию ледоколов «Атомфлот».

Российское правительство сделает все, что в его силах, чтобы развитие в этом направлении продолжилось. Маршрут к северу от России, так называемый Северный морской путь, предлагает многообещающие возможности — быстрый способ добраться из Европы в Юго-Восточную Азию. На это нацелен стратегический план, обнародованный незадолго до нового года.

Морских льдов с каждым годом становится меньше

Одна из целей заключается в том, чтобы за четыре года увеличить ежегодный объем перевозок более чем в два раза — с нынешних 30 миллионов до 80 миллионов тонн. Кроме того, уже с 2025 года Северный морской путь должен быть доступен для судоходства круглый год.

Россия вкладывает все больше средств в развитие арктического морского пути, известного также под названием Северный морской коридор, потому что морские арктические льды постепенно отступают. Как свидетельствуют данные НАСА, с 1979 года ледяной покров в Арктике в среднем уменьшается ежегодно на 12%.

В 2018 году компания Mærsk впервые в качестве эксперимента отправила контейнеровоз по арктическому маршруту.

Российская стратегия подразумевает огромные вложения в ледоколы и корабли. Кроме того, будут расширяться порты и железные дороги, ведущие к новым нефтяным и газовым месторождениям на севере России. Также нефтяные проекты в Арктике пользуются миллиардными налоговыми льготами.

Сможет ли российское правительство довести эти дорогостоящие проекты до конца, учитывая, что государственная казна истощается? В этом есть сомнения.

Рекордный ледокол

Однако в среду на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев, который скоро покинет свой пост, выделил 127 миллиардов рублей на рассчитанное на семь лет строительство крупнейшего в России ледокола.

Ледокол класса «Лидер» сможет проходить во льдах в четыре метра толщиной. Его оснастят двумя атомными реакторами, и он будет вдвое тяжелее, чем ледокол класса «Арктика», спущенный на воду в декабре.

Новые ледоколы позволят ходить по этому маршруту круглый год, рассказал глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша. В прошлогоднем интервью он сравнил нынешний график движения ледоколов с графиком электричек.

«Но с появлением „Лидеров" мы сможем обеспечивать проход судов в режиме трамваев. Тогда уже можно будет говорить о перевозке 100 миллионов тонн и больше», — сказал он об общем объеме грузов.

Пока что, однако, этот маршрут все еще в основном используется для внутренних перевозок на севере России, а транспортировка грузов из Европы в Восточную Азию составляет лишь небольшую часть общего объема.

Кроме того, идея развития маршрута встретила политическое сопротивление. Экологи опасаются, что увеличение трафика скажется на хрупкой морской среде Арктики. Поэтому в прошлом году ряд крупных судоходных компаний отказались использовать этот путь.

Этим летом Mærsk подтвердила, что обсуждает с «Атомфлотом» возможные транспортные проекты перевозок между российскими портами. Затем компания заверила, что пробный рейс в 2018 году стал ее единственной контейнерной перевозкой по этому маршруту. В письменном комментарии для Berlingske компания подчеркивает весомость экологических соображений.

«Как уже упоминалось в связи с пробным рейсом в 2018 году, в настоящий момент мы не рассматриваем Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы уже существующим маршрутам наших контейнеровозов на направлении восток-запад. В 2019 году ни одно судно Mærsk не прошло по Северному морскому пути», — написала судоходная компания.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.