И Си, и Путин усиливают присутствие своих стран в Арктике — каждый по своей причине.
Россия — страна, которую традиционно, пожалуй, больше остальных связывают с Арктикой, ведь у нее уже очень давно длинная приарктическая граница вдоль сибирского побережья. Но в последние годы ее политика по Арктике становится все активнее, и тому есть и национальные, и внешнеполитические причины.
В исследовании Института тотальной обороны «Развитие ситуации в Арктике: влияние на Швецию и сложности для нее» Никлас Гранхольм (Niklas Granholm), руководитель отдела оборонного анализа, четко описывает стратегические цели и амбиции России, которая стремится играть роль арктической сверхдержавы.
После распада Советского Союза российская политика по Арктике была не слишком масштабной, но в последние годы тенденция изменилась. Россияне, например, стали снова пользоваться ранее закрытыми базами, а также строить новые с разнообразными функциями.
Россия хочет контролировать весь Северный морской путь, а также настолько большое воздушное пространство, насколько это возможно с практической и технической точек зрения. Россия выстраивает свою стратегию так, чтобы иметь теоретическую возможность отгородиться от Запада и отрезать российскую территорию от окружающего мира. Поэтому одна из главных целей России как в мирное время, так и в периоды войн и кризисов — контролировать возможность доступа к близлежащей территории.
С военной точки зрения Арктика тоже очень важна для России. Страна ведет в Арктике строительство и размещает там все больше военных ресурсов. Отчасти это делается, чтобы защитить собственную территорию и сохранить над ней контроль, отчасти — чтобы создать предпосылки для расширения влияния, обзаведясь точкой опоры в этом районе.
Большие ресурсы выделяются на то, чтобы с помощью подводных лодок обеспечить потенциал второго ядерного удара, который Россия считает жизненно необходимым. Этот потенциал — важный компонент российских отношений с США, и если окажется, что он под угрозой, последствия, вероятно, будут серьезными.
В последнее время наращивание вооружений, похоже, достигло уровня, когда Россия начинает рассматривать Северный морской путь и комплекс военных баз на Кольском полуострове как единый плацдарм, с которого можно предпринимать военные действия против соседних стран. В результате Россия, например, глушила GPS-сигналы шведской, финской и норвежской авиации, что подвергало опасности гражданские полеты в регионе.
Кроме военных, у России есть и экономические стимулы активизировать политику по Арктике. По мере того как тают льды, все более доступными становятся ее природные ресурсы. А для России добыча энергоносителей — центральный элемент формирования экономики и возможность покрыть расходы на нынешнее наращивание вооружений.
Речь идет, например, о разработке газовых месторождений в сотрудничестве с Китаем, который оказывает финансовую поддержку. Ему природный газ тоже очень нужен.
С точки зрения военной стратегии Россия пытается создать зону дерегуляции, чтобы иметь возможность держать расположенные в ней стратегические атомные подводные лодки в полной недосягаемости для всякого внешнего влияния.
Можно сделать вывод, что Россия хочет стать доминирующей силой в регионе. Она пытается взять под контроль фарватеры Северного морского пути, чтобы затем использовать их в собственных целях, то есть в первую очередь для экспорта энергии. Но, как уже было упомянуто ранее, еще одна важная цель — получить возможность отгородиться от западного мира, как Россия уже попыталась сделать в интернете.
Пока не ясно, сможет ли Россия профинансировать все свои арктические планы. Результат во многом зависит от будущих цен на энергию, ведь России очень нужны доходы, чтобы все получилось. Не стоит также забывать, что на международной арене есть и другие игроки, как новые, так и давно знакомые, которые все больше интересуются Арктикой.
Особенно это касается наступающего Китая, который все активнее закрепляется в арктических и приарктических районах.
Поскольку у Арктики нет природного ограничения по южному краю, этот регион в ходе истории определяли по-разному. Ранее часто прибегали к понятию Северного полярного круга, но бывало, что пределы Арктики очерчивали, ориентируясь на северную границу леса.
В последние годы, однако, это понятие расширили, и сегодня оно скорее определяется политикой, а не климатом и растительностью. Согласно новому определению, Арктика включает в себя территории восьми стран: всю Исландию, всю Гренландию (которая относится к Дании) и всю Аляску (США), а также части Канады, Швеции, Норвегии, Финляндии и России.
Китай — страна, которая ни по климатическому, ни по политическому определению (разве что у нее есть собственное) не относится к Арктике. Но давно известно, что у Китая есть амбиции снова стать великой державой, одним из лидеров мира, и ситуация с Арктикой не исключение. Прежде было трудно точно понять амбиции и намерения Китая относительно Арктики, во многом потому, что явного курса действий и задокументированной стратегии у него не было, как говорится в исследовании Института тотальной обороны.
Сейчас это уже не так: несколько лет назад появились официальные документы о намерениях Китая в Арктике. В них Китай открыто называет себя «околоарктической державой».
Главный китайский аргумент сводится к тому, что раз он столько делал и продолжает делать в Арктике, значит у него есть и определенные права.
В свой широко обсуждаемый проект «Один пояс, один путь» Китай по российской инициативе также добавил арктическую часть, благодаря которой у него должен появиться надежный доступ к центральным торговым путям между Азией, Европой и Америкой, а тем самым и к энергии.
Совершенно очевидно, что интерес Китая к Арктике стимулируется экономическими соображениями. Имея доступ к региону и подробную информацию о нем, а также покупая территории и инфраструктуру, он надеется обеспечить себе возможность добывать там природные ресурсы.
Эти амбиции уже неоднократно находили практическое выражение. Например, Китай начал добывать в Гренландии железную руду и с неясной целью попытался купить нерабочую военно-морскую базу в Исландии. Во многих случаях эти попытки инициировали частные бизнесмены, но, как мы уже ранее писали, все китайские граждане по закону обязаны сотрудничать с государством, если оно этого пожелает.
Манера поведения Китая в Арктике и близлежащих регионах во многом напоминает то, как эта страна ведет себя и в других частях света, в первую очередь в Африке. В обмен на обещания крупных инвестиций в инфраструктуру и новых рабочих мест Китай получает доступ к ресурсам слабых стран. В перспективе это сделает его весомой силой во многих регионах далеко за пределами его собственных границ. И зависимость от китайских денег угрожает не только развивающимся странам. Ее уже испытали на себе НБА и Премьер-лига.
Китайская политика и стратегия по Арктике тесно связаны с общей линией, которую проводит Пекин. Этот авторитарный режим, который сейчас на подъеме, использует свои огромные ресурсы, чтобы повлиять на окружающий мир и получить власть. Его амбиции по завоеванию власти охватывают все континенты, а также космос и глубины моря.
Пока что не ясно, станет ли совместная работа России и Китая в сфере добычи энергии в Арктике началом длительного сотрудничества, но в любом случае стоит помнить, что она укрепляется и развивается.