Чем дальше отдаляется Вторая мировая война, тем громче и помпезнее становятся церемонии чествования героев-победителей. Это касается не только Советского Союза, который таким способом пытался утвердить свою ключевую роль в победе, подчеркивая количество павших на фронтах войны советских граждан. Это касается также Франции и стран так называемого социалистического лагеря, которые церемониалами и памятниками хотели скрыть невыгодные для них страницы прошлого. Франция акцентировала внимание на движение сопротивления, всячески оттеснив деятельность правительства маршала Петена времен режима Виши. «Дозадвигали» настолько, что теперь поисковики на запрос «Виши» первыми предлагают ссылку на марку французской косметики VYCHY.

А избирательный подход Советского Союза к своим новым союзникам позволил «странам народной демократии», таким как Венгрия, Румыния и Германская Демократическая Республика, тихонько покинуть ряды недавних союзников и сателлитов Гитлера. Больше всего удалось, кажется, Австрии. Она удачно провозгласила себя первой жертвой немецкого нацизма.

Желание разорвать любые цепочки связи с нацистским режимом Адольфа Гитлера было и является рациональным поведением вменяемых народов. Лучше быть среди победителей и с победителями. Со временем память стирается, а с ней и чувство моральной ответственности. Порой ее можно стереть настолько, что надменные потомки немецких нацистов позволяют себе с укором спрашивать у львовян, почему те так жестоко убили своих евреев?

При этом стоит напомнить, что такие ловкие манипуляции происходят не только с историей, но и с памятью. Сегодня хочется поделиться несколькими соображениями об играх с памятью вокруг чествования военной дивизии СС «Галичина». К счастью, официальная историческая политика украинского государства не зашла так далеко, чтобы причислить 14-ю гренадерскую дивизию к лику героических национальных формирований. Словесную эквилибристику экс-главы Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича по поводу символики дивизии СС «Галичина» в расчет можно не брать. Но нельзя оставить без внимания деятельность нескольких других «творцов» украинской национальной памяти.

Уже стало традицией для российских пропагандистских каналов и изданий кричать на весь мир об украинском неонацизме и угрозах от фашистской хунты. Ни «Правый сектор» (запрещенная в России организация — прим. ред.), ни другие «националистические» формирования с возложенными на них российской пропагандой задачами не справились. Но часть населения ОРДЛО прогнозируемо «испугалась» националистических головорезов и присоединилась к войне против Украины. Однако масштабного эффекта из этого не получилось.

Со временем заказных картинок, когда члены ВО «Свобода» (украинская националистическая политическая партия — прим. ред.) на камеры избивают какого-то непатриота, или «схваток» «Правого сектора» с применением гранатометов за контроль над закарпатской таможней стало недостаточно. Но тут пригодились факельные ществия с рунами и криками о смерти врагам. Будто с неба упала идея проведения маршей на праздник вышиванки, а на самом деле — марша в честь основания дивизии СС «Галичина». Во Львове это театрализованное действие превратилось в «марш величия духа». И опять же, сколько вокруг этого всего было коварства и обмана? Прикрываясь вышиванками, так называемые радикальные националисты пытались получить для себя политические дивиденды. Здесь было все: и руны, и баннеры с людьми в нацистской униформе, и ксенофобские лозунги.

Интересно, что организаторами этих походов всякий раз были какие-то темные люди. Чувствовалось, что они имеют перед кем-то конкретное обязательство и что им необходимо организовать в этот день хоть какое-то мероприятие, связанное с дивизией СС «Галичина». Не стоит даже напоминать, что к вечеру видеоряд о чествовании «фашистов» во Львове появлялся едва ли не на всех российских каналах. Особенно ценились заявления ряженых патриотов под хоругвями (священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и сюжетов церковных праздников — прим.перев.). с надписью: «Дивизия Галичина». Один из участников открыто признался на марше в 2017 году: «Мы требуем реабилитации дивизии „Галичина", признания ее членов воевавшими за свободу Украины». Точка.

Когда и таких кадров оказалось недостаточно, чтобы тесно привязать украинцев к Третьему рейху, в ход пошла новая технология. Ею стало перезахоронение воинов. Дело благородное и гуманное. Действительно, элементом цивилизованности является отношение к умершим. Но, разумеется, не превращение этого отношения в культ. Если не поставить дело на поток, то интерес общества быстро угасает. И тут на помощь пришел руководитель предприятия Мемориально-поисковый центр «Судьба»» и по совместительству секретарь государственной межведомственной комиссии по делам памяти участников жертв войны и политических репрессий Святослав Шеремет. Перезахоронение воинов УПА (запрещенная в России организация — прим. ред.) стали регулярными. Сформировался соответствующий официальный погребальный ритуал с военными почестями, военным оркестром и при участии государственных чиновников.

Следующим шагом господина Шеремета стало распространение этого ритуала на перезахоронение «дивизионщиков». Причем принятое в 2015 году законодательство на эту категорию погибших отнюдь не распространялось. У господина Шеремета и на это нашлась своя трактовка: «Проводить поиск и увековечивать память погибших солдат независимо, в какой армии они воевали. Каждое государство должно увековечивать память своих солдат, согласно христианским и национальным традициям» (Здесь и далее цитаты из репортажа Галины Терещук для Радио Свобода 8 августа 2019 года).

Но не все так просто. Не всех погибших можно хоронить с государственными почестями: с военным караулом, салютами и военным оркестром. А если такое происходит, то тогда государство берет на себя всю полноту ответственности за действия той или иной организации. А взяла ли на себя Украина ответственность за дивизию СС «Галичина»? Конечно, нет.

Пикантности добавляет тот факт, что бой этой дивизии состоялся против тех частей Красной армии, в которых было много украинцев. И в этом бою украинцы убивали украинцев. А значит, оснований для патетических речей государственных чиновников, присутствия государственных флагов, а тем более военнослужащих, не существует.

Понятно также, что перезахоронение может быть использовано как повод празднования 75-летия боя дивизии «Галичина» под Бродами. Хотя и к нему возникают вопросы. Искали останки только «дивизионщиков»? А что сделали с останками советских воинов, если они находились? Как отличить украинцев от немцев? Естественно, по правилам логики и морали нужно перезахоронить всех, кто лежит там еще со времен войны. И «селекция» в этом случае недопустима.

Однако, если какое-то действие предпринимается как политический манифест, если кто-то намерен собрать предвыборные дивиденды, то соответственно оно сразу теряет сакральность. Тогда к каждому такому перезахоронению надо относиться как к политическому мероприятию, которое грубо инструментализирует память об умерших. А если ко всему этому добавить элементы костюмированного шоу, то действие потянет даже на надругательство над умершими.

Дело в том, что недавно на Украине появилось общество исторических реконструкторов «Резерв дивизии „Галичина"» под руководством некоего господина Владимира Правосудова. Так вот, с какого-то чуда взрослые мужчины натягивают на себя немецкую униформу, нашивают «дивизионные» шевроны и на равных участвуют в перезахоронении или даже похоронах. Их участие превращает христианский обряд на откровенное кощунство из-за присутствия государственных чиновников, военных и священников — это позорит Украину, вооруженные силы Украины и церковь.

Вызывает недоумение и непонимание, почему ужимки ряженых мужчин в эсэсовской униформе не вызывают возражение у тех же чиновников, родных умерших и особенно священников? Почему священники соглашаются служить панихиду в церкви или на кладбище в присутствии этих переодетых паяцев?

Я далек от теории заговоров, но, кажется, здесь очень нагло торчат ослиные уши. Фотографии перезахоронения останков возле села Красное с участием ряженых «эсэсовцев», как и недавние похороны воина дивизии «Галичина» в Ивано-Франковске в сопровождении такого же «почетного караула», является наиболее ходовым товаром для антиукраинской пропаганды. Более того, такие картинки вызывают у вменяемых людей непонимание, а то и отвращение.

Интересно то, что Правосудов и его коллеги на самом деле украинского законодательства не нарушают. Они зарегистрировали свое общество, в уставе которого записали, что имеют право в «театрализованных мероприятиях, при чествовании памяти, захоронении использовать форму дивизии». С этим обществом все понятно. Потому что люди имеют право бороться с собственными комплексами различными способами. Возможно, они не наигрались в «войнушку» в детстве. Возможно, получают какой-то особый драйв, когда превращают похороны в спектакль с переодеванием. Но этого не могут себе позволить государственные служащие, военные и священники. И именно к ним направлен самый важный вопрос: почему они соглашаются на превращение обряда захоронения в театральный балаган?

В завершение процитирую любителя переодеваться в униформу СС: «Поскольку власть на Украине сейчас хочет дружить с Россией, скорее всего теперь хотят нам воссоздавать сталиных». А он, наверное, хочет нам представлять гитлеров? Вот они — ролевые игры по-украински.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.