Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Корреспондент (Украина): Венгрия — друг или новый агрессор?

© Фото : организация "Национальный корпус"Националисты митингуют у здания министерства иностранных дел Украины с требованием выслать из страны консула Венгрии. 26 сентября 2018
Националисты митингуют у здания министерства иностранных дел Украины с требованием выслать из страны консула Венгрии. 26 сентября 2018
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы в отношениях между Киевом и Будапештом наблюдается рост напряженности, в том числе из-за принятия на Украине закона об образовании, который, по мнению Венгрии, ограничивает права около 150 тысяч украинских венгров, живущих в Закарпатье. Автор, используя националистические тезисы и игнорируя исторические факты, предлагает свой вариант решения вопроса.

В знак протеста против украинского закона об образовании Венгрия заблокировала заседание комиссии Украина — НАТО. На такой демарш украинская власть ответила, что Украина полностью гарантирует защиту прав нацменьшинств, а соответствующим законом лишь расширяет их возможности как полноправных представителей украинского общества.

В декабре 2019 года министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Венгрия продолжит блокировать сближение Украины с НАТО, пока не будут решены проблемы закарпатских венгров.

На встрече Петер Сийярто предложил две новации:

  • наделить венгерский язык статусом языка коренного народа;
  • увеличить количество часов на изучение украинского языка, но не за счет других предметов, а за счет увеличения часов по предмету «украинский язык».

Такие меры крайне неприемлемы для украинской системы образования. Пусть попробуют предъявлять свои права Румынии, где количество венгерской диаспоры превышает миллион человек. С подобными предложениями венгерские власти могут отправиться также в США, Словакию, Канаду или Сербию, на чьих территориях венгров значительно больше, чем на Украине.

В ответ на претензию венгерской власти, возникает встречный вопрос: готова ли Венгрия ввести такой же порядок относительно украинского языка?

Если Венгрия намерена восстанавливать историческую справедливость, то стоит вспомнить, как все начиналось. После Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи Венгрия обрела независимость, но согласно Трианонскому договору 1919 года — потеряла значительную часть территорий, которые были ей подконтрольны в границах Австро-Венгерской империи. Трансильвания досталась Румынии, несмотря на то, что в этой области проживало (и проживает) большое число венгров. Лишилась Венгрия и выхода к Адриатическому морю, который достался Хорватии (тогдашней Югославии). Недовольные таким поворотом событий венгры восстали, провозгласив у себя советскую республику, но контрреволюционные силы во главе с адмиралом Миклошем Хорти, одержали победу и восстановили в стране монархию. Однако, с кандидатурой короля они так и не определились, в результате чего адмирал Хорти стал править лично. В конце концов, адмирал Хорти ввязался во Вторую мировую войну на стороне Гитлера, что кончилось весьма плачевно и для него, и для Венгрии в целом.

Процитируем исторический анекдот:

«Венгерский посол появился в госдепе США с объявлением войны этой стране.

Госсекретарь США: Какие претензии есть к Соединенным Штатам у Венгерской республики?

Посол: Венгрия не республика, Венгрия — королевство.

— Извините. Какие у его величества короля Венгрии претензии к США?

— У Венгрии нет короля. Нами правит адмирал Хорти.

— Вами правит адмирал? Значит, у вас сильный военно-морской флот?

— У нас вообще нет военно-морского флота. У нас нет даже выхода к морю.

— Хм, странно… Итак, какие у вашего… государства претензии к США?

— Никаких.

— Значит, у вас есть претензии к нашим союзникам? Великобритании?

— Нет.

— К СССР?

— Нет.

— Так к кому у вас все-таки имеются претензии?

— Ну вообще-то у нас есть претензии к Румынии…

— Значит, на самом деле вы собираетесь объявить войну Румынии?

— Нет. Мы союзники».

Во многих конфликтах языковой вопрос превращался в повод для территориальных претензий. Если вопрос касается государственной безопасности, не стоит недооценивать ни одну потенциальную угрозу. Чтобы навсегда покончить с манипуляциями по «языковому вопросу», надо убрать из конституции эту советскую гибридную «подножку» украинской государственности в виде понятия «национального» меньшинства. Целесообразнее будет перейти на привычный для современного мира стандарт о составе населения страны в виде различных этносов, а не «национальностей» среди граждан государства. Наличие такого статуса как «национальное меньшинство» — подсознательно трактуется как такой, который притесняет большинство. Такое искусственное противостояние объективно забирает ресурсы, которые власть должна направить на более насущные проблемы.