Российский президент Владимир Путин добился большой победы в воскресенье, и произошло это в тот момент, когда страны-производители нефти в рамках сделки ОПЕК+ договорились ограничить поставку нефти на мировой рынок.
Главный итог — Путин показал Саудовской Аравии и всему миру, что является очень влиятельным человеком, «создателем королей», а одновременно он заслужил и благодарность Америки.
Как уже было сказано, заключенная сделка предусматривает сокращение поставок нефти почти на 10 миллионов баррелей в день, начиная с мая. Ее участники надеются, что это позволит стабилизировать цены, а затем и поднять их вверх от нынешний низких уровней — 23 доллара да баррель (нефть марки WTI) и 32 доллара за баррель (нефть марки Brent). Россия и Саудовская Аравия выступают за повышение цен, поскольку им нужно максимизировать доходы от продажи нефти для поддержки своих финансируемых правительством программ. Соединенные Штаты добиваются увеличения цены для укрепления позиция представителей сланцевой отрасли, у которых более высокий уровень безубыточности, чем у иностранных конкурентов, которые, в основном, добывают нефть традиционным способом.
На бумаге эта сделка выглядит так, как будто все в равной степени получают от нее выгоду. На самом деле это не так. Путин в данном случае оказался главным победителем. Прежде всего, Россия, скорее всего, не будет выполнять взятых на себя ограничений по добыче. Путин много может получить, и очень мало потеряет в случае превышения согласованного уровня сокращения. Каждый дополнительно полученный доллар Россия может инвестировать в устарелую инфраструктуру социальных служб, а также в свои вооруженные силы. С учетом глобальных требований о низких ценах на нефть, Путин будет в своей игре исходить из того, что мир посмотрит сквозь пальцы на любое незначительное нарушение правил, — следует отметить, что именно это Россия и сделала в прошлом году.
Геополитическая победа России идет еще дальше. Власть Путина и его влияние в мире в значительной степени основаны на его способности доминировать на глобальном экспортном рынке нефти, — если не за счет поставок, то за счет контроля. Путин постоянно и самым решительным образом пытается доказать, что это он определяет ситуацию на рынке, а не Саудовская Аравия и не Соединенные Штаты.
При этом российский лидер может быть благодарным и по другому поводу: вызванный коронавирусом спад в спросе на нефть, как ожидается, будет продолжаться еще несколько месяцев.
По словам Трампа, эта сделка спасет рабочие места в американской энергетике, но это сомнительно. Она не способна в значительной мере уменьшить давление на сланцевую отрасль, — а именно ее Путин опасается из-за ее способности ограничивать цену на нефть, добываемую обычным способом. Однако, несмотря на заключенную сделку, цены на нефть должны будут почти удвоиться для того, чтобы сланцевая промышленность достигла уровня безубыточности.
Короче говоря, высказанная Трампом благодарность Путину, возможно, была несколько неуместной.