Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Путин аравийский»: почему и как Россия стала ключевым игроком в Средиземноморье и на Ближнем Востоке (Journal de l'Economie, Франция)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Угроза исламистского терроризма всегда существовала на российской территории, и власти давно поняли масштабы проблемы. Предлагаем отрывок из книги Ролана Ломбарди, рассказывающем о том, как в России борются с религиозным экстремизмом.

Ислам в России

Большое отличие в исламе между Россией и, например, США, Францией и другими европейскими странами заключается в том, что мусульманские общины там не были сформированы иммигрантами. Эти группы населения живут в России веками. Как напоминает сам Владимир Путин, большинство российских автономных регионов являются мусульманскими, и, что еще удивительнее, ислам мог появиться в стране до христианства.

Так мусульманская вера проникла на территорию современной России еще в середине VII века (Дагестан), тогда как крещение и евангелизация Руси приходятся на IX век. Россия является настоящей мусульманской державой (15% из 146 миллионов населения, то есть 20-22 миллиона человек), а ее история отмечена давней близостью с исламом (он уже порядка 1 300 лет существует в ряде регионов, таких как Северный Кавказ, Урал и Поволжье). В России существует почти 10 000 мечетей, а крупнейшая в Европе была открыта в 2015 году в Москве (миллион мусульман среди 8 миллионов жителей).

Таким образом, ислам обладает статусом традиционной религии. Российский ислам многообразен, но по большей части включает в себя ханафизм, шафиизм и суфизм. Как бы то ни было, у этой религии складывались неспокойные и неоднозначные отношения с российской властью на протяжение истории. Напомним, что российское самосознание сформировалось в том числе в борьбе с монголо-татарским игом и мусульманскими армиями: речь идет в частности о Куликовской битве в 1380 году и взятии Казани Иваном Грозным в 1552 году.

В XVIII веке под влияние реформ императрицы Екатерины II российский ислам (он был в первую очередь представлен татарами) претерпел преобразования и породил джадидизм. Во многом эта «казанская» модель представляет собой образец современного, либерального и просвещенного ислама. Кстати говоря, татары и башкиры считают себя (и считаются) одним из исторических столпов России.

Российские мусульмане — сунниты. В своем большинстве они проживают в трех основных зонах: Татарстан, Башкортостан и республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан…). Татарстан и Башкортостан придерживаются ханафитской школы, которая более либеральна, поскольку допускает определенную рациональную интерпретацию правовых вопросов. Северный Кавказ в свою очередь по большей части принадлежит шафииитской школе, которая оставляет меньше места для личного толкования. Кроме того, он несет отпечаток суфистских традиций: культ святых и общая набожность, связь религии с клановой принадлежностью.

Сегодня ислам в России не обладает центральной руководящей структурой, но все же отличается относительной дисциплиной, иерархией и организацией. Существует множество представительных организаций, в частности давнее и большое Духовное управление мусульман России: оно было создано еще в 1788 году и сейчас выполняет административные функции по назначению имамов и соблюдению российского законодательства. Оно развивалось с течением веков и породило региональные управления. Так, в каждом регионе появилась своя организация, которая выступает партнером местных властей: Совет муфтиев в Татарстане, Центральное духовное управление в Башкортостане, Координационный центр мусульман на Северном Кавказе.

Хотя различные мусульманские организации все еще находятся под пристальным надзором властей, как было в царскую и советскую эпоху, они в целом остаются относительно верными родине.

Российская Федерация выработала суверенную политику по «своему» исламу и еще в начале 1990-х годов выдворила со своей территории иностранных имамов, а также запретила любое внешнее финансирование, в частности из стран Персидского залива. Кроме того, в стране запрещены ваххабизм (салафизм) и деятельность «Братьев-мусульман». Российских имамов готовят в местных вузах (Казань, Москва…). То есть, учившимся на Ближнем Востоке имамам там не рады, и, хотя исключения возможны, их могут принять в российской мечети только после долгого переходного периода под неусыпным надзором. В конечном итоге, такая долгая и жесткая процедура заставляет большинство отказаться от этих планов…

Москва и исламистский терроризм

Разумеется, Россию не обошел стороной подъем радикальных настроений, который наблюдается среди мусульман и новообращенных в западных странах. Например, в ряды джихадистов в Сирии влились более 5 000 россиян и почти 7 000 выходцев из бывших советских республик Средней Азии. Отметим, что официально московские власти запретили этот отъезд, но по факту они в некоторых случаях способствовали ему, чтобы отдалить угрозу от страны и получить возможность разобраться с «предателями» на другой территории… как этой сейчас происходит в Сирии.

В настоящий момент в России имамы, муфтии, теологи, ученые и религиозные инстанции вроде Московского исламского университета задействованы на самом высоком уровне в борьбе с религиозным экстремизмом и распространении традиционного ислама среди молодых российских мусульман. Параллельно с этим. Власть и религиозные организации совместно работают над тем, чтобы совместить ислам и патриотизм. В 2015 году Совет муфтиев выпустил социальную доктрину российских мусульман, патриотический документ, который указывает место и роль мусульман в жизни России с точки зрения источников мусульманского права и российского законодательства. Что касается влиятельной ФСБ (как и СВР), она давно ведет непримиримую борьбу с терроризмом. Потому что Россия, как и Франция, является одной из его главных мишеней.

Угроза исламистского терроризма всегда существовала на российской территории, и Кремль давно понял масштабы проблемы. Со времен войн в Чечне (России в конечном итоге удалось победить в этом асимметричном конфликте) Москва испытала это на собственном горьком опыте, пройдя через целый ряд терактов. Самыми значимыми из них стали захват заложников в московском театре в октябре 2002 года (128 погибших), нападение на школу в Беслане в сентябре 2004 года (334 погибших, в том числе 186 детей), теракты в Волгограде в декабре 2013 года и взрыв на самолете российской компании Metrojet в небе над Синаем в октябре 2015 года (224 погибших). Хотя ФСБ известна опытом в борьбе с терроризмом, в частности благодаря разведке, внедрению агентов, интригам (раскол среди чеченских мятежников) и манипуляциям (старые, но не растерявшие эффективности методы КГБ), российские власти прекрасно понимают, что полностью исключить все риски в этой сфере нельзя.

Как бы то ни было, Россия, судя по всему, лучше вооружена против этих угроз, чем западные демократии. Прежде всего, российское руководство даже в обычное время не слишком печется о правах человека и правовом государстве. То есть, можно предположить, что в «военное» время такие вещи его совсем не заботят… Российские власти далеко не так щепетильны, как, например, французские…

Как говорил грузинский диктатор Сталин, главное — не удар, а нависший над головой каждого кулак…