Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Bloomberg (США): почему нефть по цене «минус 100 долларов» - это больше не безумие

Похоже, заполнение всех емкостей для хранения нефти – это только вопрос времени. А это может вытеснить глобальную кривую нефтяных цен на негативную территорию – нефть будет стоить меньше нуля

© AP PhotoНефтехранилище компании Petroleos de Venezuela
Нефтехранилище компании Petroleos de Venezuela
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Плохо, когда нефти не хватает, но избыток топлива — еще опаснее. После нескольких недель всеобщей самоизоляции в мире образовался огромный избыток нефти. Трейдеры ломают голову над вопросом — где найти новые хранилища, ведь все имеющиеся переполнятся к июню. В этих условиях нефть может выйти на цену ниже нуля — хранение дороже товара.

Пролетая по околоземной орбите на высоте сотен миль над Землей, спутник Sentinel-1 («Часовой — 1») показал своим земным хозяевам «вид с высоты птичьего полета», объясняющий, почему цены на нефть в США упали ниже нуля и почему та же судьба может ждать их и по всему миру.

Дело в том, что Sentinel-1 принимает радарные сигналы от огромных металлических баков, в которых на земной поверхности хранится нефть. Эти сигналы содержа информацию, позволяющую рассчитать, сколько сырой нефти находится внутри баков. И вот сегодня на спутник приходит сигнал тревоги: емкости, в которые еще можно заливать нефть, заканчиваются.

Эта ситуация никогда не имела места в прошлом. А потому рынок только сейчас начинает догадываться, что же это на самом деле для него значит. Эксперты утверждают, что еще несколько недель места для нефти будет хватать. Но потом наступить момент, который на жаргоне нефтяников называется «бак с верхушкой». Результат может быть такой, что цены на нефть обнулятся во многих частях мира, а кое-где за согласие принять у вас вашу нефть придется еще и приплатить.

"Мы на пути к глобальному баку с крышкой в конце мая. Ну, может быть он наступит в начале июня«,- говорит Флориан Талер, представитель исследовательской фирмы «Ойл-экс» — той самой, которая использует сигналы со спутника Sentinel-1.

Хаос на американском рынке нефти в понедельник может стать предвестником глобальных проблем, если баки в других странах тоже начнут истощать свои емкости. Этот хаос показывает также, что рынок не будет ждать переполнения всех объемов, чтобы обрушиться. Цены падают по мере того, как ожидания «пиковых величин хранения» нефти. Некоторые из поставщиков нефти уже спешат переписать контракты, чтобы избежать «минусовых» цен.

Во вторник лихорадочная продажа продолжилась. Нефть марки Брент потеряла на фьючерсах на июнь 15 процентов своей стоимости, и сейчас нефть это марки торгуется по цене 16 долларов за баррель. Это самая низкая цена за почти 21 год. Основные же, не "элитные" нефтяные марки из Европы и Африки, торгующиеся со скидкой по отношению к Бренту, дают еще меньше оснований для оптимизма: они будут продаваться по 10 и даже  отдельных случаях по 5 долларов.

Дело в том, что в мире негативных значений стоимости нефти у цены нет "нижней кромки", она может падать сколь угодно низко. После потрясающих событий этой недели все выглядит возможным, нет ничего невозможного. Есть лишь одна определенность: спутниковые данные показывают огромный избыток нефти. Видно, что 50 миллионов баррелей отправляются в хранилища каждую неделю. А этого топлива хватило бы, чтобы заправить экономики Германии, Франции, Италии и Великобритании вместе взятых.

Со спутника, сверху, видно, что нефтяной рынок на самом деле — это глобальная, очень взаимосвязанная структура. Но выглядит он как архипелаг из множества больших и маленьких островов, связанных друг с другом тончайшими трубными нитями. Эти островки — это региональные «хабы», распределительные центры для нефти. По-настоящему важен не вопрос о том, когда переполнится некий общемировой лимит хранения нефти. Проблемы сразу обострятся, когда каждый из этих островков исчерпает все свои емкости — или возникнет угроза такой ситуации.

Перекрестки трубопроводов

Для американского нефтяного рынка главная точка — это город Кушинг, штат Оклахома. Сюда доставляются приобретенные по фьючерсным сделкам поставки техасской нефти марки WTI. Этот небольшой город, который называет себя «перекрестком мировых трубопроводов» является официальным адресом для десятка фирм, занимающихся хранением нефти. Общими усилиями они могут хранить здесь до 80 миллионов баррелей.

Когда контракт на поставку нефти WTI истекает, торговцы нефтью, имеющие возможность продавать «в долгую», должны найти место в Кушинге для хранения нефти — или вывезти ее куда-нибудь. Краткосрочные контракты означают, что нефть нужно поставлять быстро.

Но вот когда нефтяные цены рухнули в понедельник, когда поставщики по майским контрактам WTI бросились выходить из соглашений до крайнего срока. Игры в долгую все боялись, так как просто может не оказаться баков для хранения нефти. В наиболее критический момент, кто-то даже предложил 40 долларов 32 цента за то, чтобы выйти из контракта о поставке нефти.

Негативная спираль

На рынке реальных нефтяных поставок негативные цены за баррель о схеме «меньше нуля» — не редкость. Причем цены бывают и пониже. Plains All American Pipelines LP, один из главных нефтяных поставщиков в США, попросила деньги от своего нефтяного производителя Eastern Kansas Common. Смысл был такой: если вы хотите, чтобы мы продали эту вашу нефть, заплатите нам сперва по 55 долларов за баррель.

Места массового хранения нефтяных запасов, которые могут скоро переполниться, включали Роттердам — центр нефтепереработки для Западной Европы. Среди потенциальных мест нынешнего хранения «баков с крышкой» — несколько островов в Карибском море, а также Сингапур. Нефтеторговцы даже превращают нефтеналивные танкеры во временные плавающие нефтехранилища.

В мире нефтехранения находящееся в Роттердаме хранилище Royal Vopak NV — крупнейшее. Его менеджеры утверждают, что в мире идет буквально охота за еще не наполненными баками. Если верить главному финансовому менеджеру компании Жерару Паулидесу, «все доступные мощности [для хранения] почти полностью распроданы».