В середине ноября 2019 года аналитики вооруженных сил и разведывательных служб США начали подозревать, что в Ухане, расположенном в центральной части Китая, творится что-то нехорошее. ЦРУ получало сообщения об эпидемии пневмонии в этом городе. Спутниковые снимки высокого разрешения демонстрировали повышенную активность вокруг медицинских центров и уменьшение дорожного трафика. Системы прослушки Агентства национальной безопасности зафиксировали рост количества вызовов медицинских служб в самом Ухане, в провинции Хубэй, где находится этот город, а также рост числа телефонных разговоров между Уханем и правительственными учреждениями в Пекине.
Примерно в течение месяца аналитики американской разведки не могли сложить множество разрозненных кусочков информации в единую стройную картину того, что на самом деле происходило в Ухане. Об этом рассказали четыре сотрудника разведки и Министерства обороны США, которые согласились дать интервью на условиях анонимности. Однако рост активности в Ухане продолжался, и из этого города поступало все больше сообщений, поэтому некоторые чиновники в ЦРУ и Национальном центре медицинской разведки заподозрили, что, возможно, там произошла вспышка более серьезного заболевания, а не обычной пневмонии или сезонного гриппа. Возможно, там произошла вспышка какой-то более опасной и заразной болезни.
Теперь, спустя почти полгода и 225 тысяч смертей, попыткам американского разведывательного сообщества собрать по кусочкам информацию о самой ранней стадии распространения COVID-19 мешают политика и корыстные интересы в Китае и Соединенных Штатах — двух странах, которые больше всего пострадали от этой пандемии. Вместо того чтобы сделать все возможное для эффективного обмена информацией с целью минимизации распространения пандемии, и Китай, и Соединенные Штаты слишком часто выступают с обвинениями в адрес друг друга.
В начале января управление директора Национальной разведки стало включать предупреждения касательно COVID-19 во многие ежедневные разведывательные сводки, о чем рассказали двое чиновников, которые принимали в этом участие. По их словам, эта информация совершенно не интересовала президента США. Она не вызывала никакого интереса и у госсекретаря США Майка Помпео (Mike Pompeo), а также у министра обороны Марка Эспера (Mark Esper) — тех высокопоставленных чиновников, которые, по словам источников, всегда получают копии ежедневных разведывательных сводок для президента и которые чаще всего предпочитают не спорить с Трампом. Но сотрудники американской разведки и эксперты в области здравоохранения не могли сообщить президенту США — и до сих пор не могут, — откуда взялся этот вирус.
Политики в Вашингтоне и Пекине поспешили заполнить этот информационный вакуум. 23 января сенатор штата Арканзас Том Коттон (Tom Cotton) заявил на заседании Сената, что, вполне возможно, китайское правительство создало этот вирус в качестве биологического оружия в своей «суперлаборатории» в Ухане и что оно с самого начала всех обманывало. Это заявление породило целый ряд теорий заговора, которые быстро распространились в социальных сетях — в том числе благодаря усилиям «Патриотов за правду» (Patriots for Truth) — самопровозглашенной патриотической организации, которая 28 января заявила о существовании «неопровержимых доказательств того, что коронавирус — это биологическое оружие глобалистов».
Посол Китая в Соединенных Штатах назвал эту теорию «вредоносной и опасной», а 13 марта официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь (Zhao Lijian) спровоцировал эскалацию в этой войне теорий заговора. Он опубликовал целую серию твитов, в которых заявил, что на самом деле этот вирус был завезен в Ухань американскими солдатами, которые принимали участие в военных учениях, проходивших там в октябре. Эта версия тоже начала жить собственной жизнью, подпитываемая российскими и китайскими сайтами и соцсетями.
Ссора между Соединенными Штатами и Китаем утихла на несколько недель в конце марта и начале апреля, поскольку обе стороны, очевидно, осознали опасность эскалации на фоне пандемии, которая унесла жизни тысяч людей. Трамп перестал называть эту болезнь «китайским вирусом» и «уханьским вирусом». А высокопоставленные китайские чиновники постарались дистанцироваться от обвинений Лицзяня, который в конце концов от них отказался.
Однако в связи с тем, что темпы распространения пандемии росли, а американская экономика сокращалась, администрация Трампа вернулась к обвинениям в адрес Китая. Последние два месяца Трамп и другие высокопоставленные чиновники требовали от разведки и чиновников медицинских агентств представить результаты их расследований касательно того, мог ли стать источником вируса COVID-19 Уханьский институт вирусологии — лаборатория, где китайские вирусологи исследовали болезни летучих мышей и других животных. Сообщения об этих требованиях и давлении на разведку впервые появились в газете New York Times в четверг.
Госсекретарь США Майк Помпео (Mike Pompeo) заявил, что, скрывая информацию о происхождении вируса COVID-19, Китай представляет собой угрозу для всего мира. «Сейчас коммунистическая партия Китая обязана рассказать миру, как эта пандемия вышла из Китая, вызвав такие разрушительные последствия для глобальной экономики», — сказал Помпео в интервью Fox News 29 апреля. В тот же день в своем интервью NBC News заместитель министра иностранных дел Китая Лэ Юйчэн (Le Yucheng) обвинил Соединенные Штаты в слишком вялом реагировании на эту угрозу. «Некоторые политики используют ситуацию с вирусом COVID-19 для шельмования Китая», — сказал он.
Сотрудники американской разведки провели расследование и пришли к выводу, что этот коронавирус «не был создан человеком или генетически модифицирован», о чем 30 апреля сообщило управление директора Национальной разведки США. Ни разведка, ни ученые не нашли убедительных аргументов, которые подтверждали бы заявления некоторых американских политиков о том, что источником этого вируса стала правительственная лаборатория в Ухане. Подробности первых расследований, проведенных американским сообществом, были впервые опубликованы в изданиях Washington Post и New York Times.
По словам сотрудников разведки, снимки со спутников, сообщения источников, расшифровки перехваченных разговоров и другие средства не позволили им зафиксировать необычную активность внутри или вокруг Уханьского института Вирусологии или Уханьского центра по контролю и профилактике заболеваний, которая указывала бы на попытки провести зачистку, официальное расследование или на преследования кого бы то ни было. «Китайцы очень хорошо умеют скрывать информацию, поэтому мы ничего не исключаем, но у нас пока нет доказательств их вины», — сказал один чиновник.
Вероятно, доказать, что из лаборатории в Ухане не произошла утечка коронавируса, тоже будет невозможно. Даже в самых хорошо защищенных лабораториях, которым присвоен 4-й уровень биологической безопасности, случаются утечки. В 2019 году Институт медицинских исследований ВС США в Форт-Детрик, штат Мэриленд, прекратил проведение исследований после того, как представители Центров по контролю и профилактике заболеваемости обнаружили там недочеты в системе безопасности. Об этом сообщило издание Frederick News-Post после ознакомления с отчетами Центров по контролю и профилактике заболеваемости.
По словам двоих сотрудников американской разведки, неустанные попытки нынешней администрации переложить всю вину на китайскую государственную лабораторию напоминают им о требованиях администрации Буша предоставить ей разведданные, доказывающие, что в Ираке было оружие массового уничтожения. «Тогда разведка ошиблась, поддавшись давлению политиков, и сейчас это тоже будет ошибкой», — сказал один из этих разведчиков.