Международное сообщество не может прийти к единому знаменателю по поводу расширения структуры G7. Дональд Трамп, президент США, которые председательствуют на саммите в 2020 году, раскрыл проект расширения G7 за счет приглашения четырех стран, включая Россию, но Кремль придерживается осмотрительной позиции, а Великобритания и другие страны против. Американский лидер хочет также использовать саммит для формирования коалиции против Китая, с которым США находятся в конфронтации по проблеме Гонконга и нового коронавируса, но и по этому вопросу многие также проявляют осторожность.
30 мая президент Трамп заявил о переносе саммита, который должен был пройти в Вашингтоне в конце июня, на сентябрь, отметив: «Группа может превратиться в G10 или G11». Он сообщил о возможном приглашении России, Южной Кореи, Австралии и Индии.
1 июня глава США провел телефонные переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Он выразил намерение пригласить Россию на саммит. Реакция российского лидера неизвестна, но пресс-секретарь администрации российского президента Дмитрий Песков занял осмотрительную позицию по поводу участия.
И ранее, когда Трамп предлагал восстановить Россию в группу, Песков заявлял, что без Китая и Индии обсуждение не будет эффективным, большее значение он придавал саммиту «Большой двадцатки».
Кремль относится к участию с осторожностью из-за того, что США в ходе встречи рассчитывают создать антикитайскую коалицию. Комментируя расширение G7, Трамп, с одной стороны, заявляет: «G7 не представляет мир адекватно. Это — устаревшая группа», но при этом он стремится расширить структуру, чтобы обсудить меры против Китая.
Между США и Китаем вновь обострилась конфронтация по поводу торговли и пандемии нового коронавируса. Трамп обвинил Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) в прокитайской позиции и выразил желание выйти из организации. Также он выступает против закона о национальной безопасности, который позволит Китаю усилить контроль над Гонконгом. Глава США заявил о начале процедуры отмены привилегий для Гонконга.
Южная Корея, Австралия и Индия играют важную роль в Стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе, цель которой — противостояние китайской идее «Одного пояса, одного пути». Комментируя приглашение Трампа, президент Республики Корея Мун Чжэ Ин заявил: «С радостью приму его. Южная Корея хочет сыграть посильную роль с точки зрения экономики и контроля эпидемии».
Между тем Сеул оказался в сложной ситуации. В сфере торговли он зависит от Китая. Южная Корея хочет избежать ухудшения отношений с Пекином в свете восстановления экономики, серьезно пострадавшей от нового коронавируса. Глава КНР Си Цзиньпин намерен посетить Южную Корею в этом году, и Мун Чжэ Ин подчеркивал, что «визит китайского лидера важнее всего».
Причина распрей не ограничивается только китайско-американской проблемой. В 2014 году G7 заявила об односторонней аннексии Крыма Россией и исключила ее из клуба. Пресс-секретарь британского премьер-министра заявил: «Страна-председатель может пригласить кого-то в качестве гостя, но я не поддерживаю восстановление России в группе».
«Россия была исключена из G8 после того, как вторглась в Крым несколько лет назад. Она по-прежнему не соблюдает международные правила и нормы, поэтому она остается и будет оставаться за пределами группы», — подчеркнул премьер-министр Канады Джастин Трюдо.