Россия все активнее претендует на то, чтобы расширять свое влияние и интересы в самых разных уголках мира. Но для этого ей нужны не только современные вооруженные силы (насколько российская армия соответствует этому понятию, мы сейчас разбирать не будем), но и, главное, эффективная экономика. А она, как нам известно, не демонстрирует блестящих успехов. Более того, в последнее время стало известно о некоторых обстоятельствах, которые могут ухудшить ее состояние еще больше.
Одним из важнейших показателей властного потенциала государства является его экономика, поскольку сильная экономика позволяет правительству финансировать и проводить внешнюю политику в максимальной мере. Поэтому вот уже много лет состояние российской, как и когда-то советской, экономики — чрезвычайно интересная и важная тема. В советские времена некоторые данные были строго засекречены, а значит, недоступны.
Кроме того, впоследствии выяснилось, что официальные данные, которые СССР публиковал о своей экономике, режим систематически искажал, и все статистические цифры были совершенно недостоверными. Россия с успехом продолжает эту «традицию».
Мы живем в стране, где часть политических элит преподносит российский рынок как огромную возможность и даже добивается государственных гарантий для дружественных им «бизнесменов». В таких условиях мы должны уделять российской экономике самое пристальное внимание. И в этой связи вести, которые приходят в последние дни из России (сейчас скрывать информацию не так легко, как в советские времена), вызывают особенное беспокойство.
Как передает Gazeta.ru, автомобильная марка «Лада», которую выпускает крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ, покидает рынок Европейского Союза, поскольку ее автомобили не соответствуют строгим стандартам ЕС по выбросам. «Лада» мало что потеряет от этого шага в финансовом плане, но главное тут — репутация. В Европе, прежде всего в странах бывшего советского блока, «Лада» пользовалась популярностью с 70-х лет прошлого века. Эти автомобили считались образцом развитости советской, а потом российской автомобильной промышленности.
Теперь «Лады» будут доминировать на защищенном рынке Евразийского экономического союза… Тем, кто работает в автомобильном секторе, уже давно известно о проблемах советского, а теперь российского автопрома, и если кому-то интересно, где тут «собака зарыта», то я рекомендую документальный фильм режиссера и сценариста Петра Горкого «Швед в жигули» 2017 года. Поверьте, вы не зря потратите 64 минуты.
Четвертый крупнейший порт России отрезан от страны
В конце мая — начале июня в Мурманске начался паводок, из-за которого рухнул железнодорожный мост. Само по себе это рядовое событие, которое может случиться где угодно в мире во время паводка. Но интересно тут то, что, по доступной информации, это был единственный мост на важной ветке, которая соединяет Россию с Мурманском. Пока мост не отремонтируют, четвертый крупнейший российский порт, по всей видимости, будет оставаться отрезанным от страны. По имеющимся данным, движение по мосту планируют восстановить в конце июня, а полностью завершить ремонт — осенью текущего года.
Современная международная торговля держится, в первую очередь, на морском транспорте, ведь на него приходится более 90 % мировых перевозок сырья и товаров. Кроме того, Россия пытается присвоить себе первенство в водах Северного ледовитого океана. И в этом свете новость о рухнувшем мосте выглядит интереснее. В российских представлениях Мурманск должен стать исходным (а при плавании из Азии целевым) пунктом так называемого Северного морского пути. Его хотят сделать полноценным дополнением/расширением китайского проекта «Один пояс и один путь», и правительство планирует, что «в будущем» мурманский транспортный узел будет пропускать до ста миллионов тонн грузов.
Нигде не указано, какие сроки подразумеваются под понятием «в будущем». Но из официальных документов следует, что сейчас объем транспортируемых грузов колеблется в районе 28 миллионов тонн в год. Что ж, очень амбициозный план «на будущее», но трудно сказать, насколько он (не)реален и (не)реализуем. Почему?
Никого не удивит утверждение, что основным фактором, определяющим экономическую деятельность России, является ее площадь, то есть география. Россия — самое большое государство в мире, обладающее огромными запасами природных богатств. По некоторым данным, в России находятся до 30% всех мировых полезных ископаемых. И самыми важным из них на сегодня являются запасы нефти и газа.
Россию принято считать энергетической сверхдержавой, поскольку у нее самые большие разведанные запасы газа, и она является его крупнейшим мировым экспортером. Также Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров нефти.
Не только обладать, но и уметь добывать и доставлять
Но даже самые большие запасы нефти ни к чему, если до них невозможно добраться или если их невозможно доставить к месту переработки и потребления. Несоответствующая или часто неисправная транспортная инфраструктура ограничивала экономическое развитие России еще в царские времена.
В советскую эпоху ситуация улучшилась, но транспортное строительство шло по сравнению с остальным миром очень медленно, и так остается по сей день. Я уже не говорю о качестве и уровне обслуживания. Так, в последние 30 лет Россия по-прежнему отставала от развитых стран мира, и ее быстро обгоняли азиатские соседи, прежде всего Китай, чья инфраструктура в прошлом была намного хуже.
Однако в России появляются новые транспортные проекты, и общеизвестно, что правительство уделяет особое внимание строительству трубопроводов, по которым российские энергоносители доставляются к заказчикам. После аннексии Крыма и введения санкций Кремль заявил о переориентации на Азию. Причем приоритетом стал соседний Китай. За счет его финансовой состоятельности и острой потребности в энергоносителях Россия собиралась компенсировать возникшие убытки, а также выстроить свое будущее благосостояние.
Краеугольным камнем крепкого экономического сотрудничества двух стран, воплощением фразы о «взаимовыгодных отношениях», которая стала мантрой российского МИДа, должен был стать газопровод «Сила Сибири». О его строительстве Россия и Китай договорились еще в 2014 году. Второго декабря прошлого года Си Цзиньпин и Владимир Путин торжественно открыли этот газопровод, и тогда казалось, что наконец что-то из бесконечной череды никогда не выполняемых обещаний, не начатых и отложенных реформ стало реальностью. Но оказывается, что у «Силы Сибири» есть большая проблема.
Согласно договору, подписанному между Россией и Китаем, с российских месторождений из Сибири в Китай будут поставляться не менее 38 миллиардов кубометров газа в год на протяжении 30 лет. Строительство газопровода обошлось в 55 миллиардов долларов, и проект стал для России самым дорогим в своем роде. Однако стоимость газа, по которой Китай согласился его закупать, так ни разу и не оглашалась, поэтому с самого начала велись споры о том, насколько весь этот проект (не)выгоден.
Месторождения князя Потемкина
На прошлой неделе сервер Lenta.ru опубликовал большую статью, из которой следует, что государственная компания «Газпром», которая занималась строительством газопровода, а теперь качает по нему газ, фальсифицировала данные о размерах месторождений.
По доступной информации, на Чаяндинском месторождении недостаточно тщательно провели георазведку, о чем знали как сотрудники компании на месте, так и ее руководители. Причин на то было несколько, и помимо традиционных халатности и небрежности при проведении георазведки свою роль, судя по всему, сыграло давление, которое оказывало на Газпром руководство страны. Ведь Китай якобы мог выбрать вместо российского газа американский СПГ.
Теперь Газпром рискует понести не только огромные финансовые потери (речь идет как минимум о полутора триллионах рублей) Теоретически Китай может разорвать контракт, и в Россию не потекут китайские деньги, а строительство непомерно дорогого газопровода ляжет очередным бременем на уже и без того страдающий бюджет.
В документах, к которым получили доступ авторы статьи, говорится, что руководство Газпрома еще в 2014 году знало, что месторождение на такое большое, как предполагалось. Тогда проводилась геологическая разведка, и прогноз объемов газа был снижен с 1,45 триллионов кубометров до 1,2 триллионов кубометров. Однако из-за Крыма срочно требовалось подписать «контракт века», и, похоже, русские скрыли от китайцев, что размеры месторождения до конца не изучены. В 2017 году стало совершенно понятно, что газа на месторождении не хватит для поставок на протяжении всего оговоренного в контракте срока. Но эту информацию скрыли, как и тот факт, что те же проблемы возникли с другим месторождением, предназначенным для «Силы Сибири» — Ковыктинским.
Вместо экономических проектов — политика
Немаловажную роль тут сыграли и санкции, которые ввели против России после аннексии Крыма. Буровое оборудование, с помощью которого проводится георазведка, производятся за рубежом. В свое время Газпром арендовал и оборудование, и квалифицированный персонал у компаний Schlumberger, Baker Hughes и Halliburton, но потом их услуги стали недоступны. Замена в России наконец нашлась, но скорость и качество проводимых работ оказались несопоставимы…
Судя по результатам недавней проверки Счетной палаты (парламентский орган, созданный для проведения аудита государственных средств), то, что произошло с «Силой Сибири», не исключение, а правило. В докладе о состоянии минеральной сырьевой базы РФ за 2015 — 2019 годы говорится, что «значительная часть запасов нефти и газа в России, о которых рапортуют сырьевые компании и которые ставятся на государственный баланс, не подтверждается в результате переоценки, разведки и добычи».
С 2016 года, например, были признаны не существующими в реальности запасы нефти и конденсата на 2,278 миллиарда тонн, что составляет почти пять годовых объемов добычи. Что касается газа, то за тот же период пришлось списать 6,041 триллиона кубометров газа, а это более девяти годовых объемов добычи.
Предполагается, что в России находятся шесть процентов мировых запасов нефти и 20% газа. Приблизительная стоимость разведанных месторождений всех полезных ископаемых, по оценкам, достигает 28 триллионов долларов, что при нынешнем уровне российской экономики составляет 1900% ВВП страны. Две трети этого объема приходятся на месторождения энергоносителей, то есть нефти, газа и угля.
При нынешнем уровне добычи (550 миллионов тонн в год) запасов нефти должно хватить на 35 лет, а газа — на 50. Потенциал для открытия крупных месторождений в освоенных нефтегазоносных провинциях практически исчерпан. Кроме того, две трети новых нефтяных месторождений приходятся на труднодоступные арктические области. Добыча там дорогая и требует современных технологий… Счетная палата в этой связи отмечает, что государство практически отказалось от финансирования прикладных исследований в области геологии, и ряд других областей, без которых геологическая разведка и добыча нефти и газа, не развиваются…
В свете выше описанных фактов газопровод «Сила Сибири» являет собой убедительную иллюстрацию слабости современной России в экономической сфере. Этот недостаток Кремль пытается компенсировать тем, что так же часто, как в советское время, ссылается на свой ядерный потенциал. Второго июня этого года президент Путин подписал указ об «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
В военной доктрине 2014 года говорилось, что применение ядерного оружия возможно только в случае, когда на страну совершено нападение и «когда под угрозу поставлено существование государства». Теперь же, согласно указу президента, применение ядерного оружия возможно и в ситуации, когда потенциальный противник не нанес удара по российской территории, но воздействует «на критически важные государственные или военные объекты России». С советских времен ядерное оружие считалось только средством возмездия, а теперь Путин создал возможность нанести ядерный удар первым.
Автор — политический географ, сотрудник Факультета социальных наук Карлова университета и Столичного университета в Праге.