Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время пандемии, замечают эксперты британской «Файнэншл таймс», технологические гиганты продемонстрировали, что могут быть «ответственными гражданами», но при этом риски, как они считают, сохраняются. Законодатели должны думать о том, как регулировать их деятельность и сдерживать их влияние.

О цифровом будущем говорят уже давным-давно, но именно пандемия значительно ускорила его приближение. В новой, социально изолированной реальности для миллионов людей технологии стали буквально спасательным кругом. Везде по миру люди, вынужденные оставаться дома, подключались к сети «Нетфликс», заказывали доставки через компанию «Амазон» и разговаривали через приложение «Зум». В США до кризиса менее 5% продуктовых покупок совершались через интернет, а сейчас этот показатель вырос до 10-15%. Согласно данным «Зум», наивысшие показатели использования данного приложения для проведения видеоконференций в апреле превышали декабрьские показатели в тридцать раз.

Конечно, какие-то из этих показателей могут снизиться после прекращения режима самоизоляции. Но изменения, происходящие в области дистанционной работы, обучения и шоппинга, поражают. Недавно исполнительный директор «Майкрософт» Сатья Наделла (Satya Nadella) заметил: «За два месяца мы увидели цифровую трансформацию двухгодичного масштаба». Та роль, которую технологические гиганты сыграли во время кризиса, прямо отражается в растущих ценах на акции этих компаний, поскольку инвесторы делают ставку на их бизнес-модели. В настоящий момент акции «пятерки» технологических гигантов составляют более одной пятой от общей рыночной стоимости индекса S&P-500 — рекорд с точки зрения концентрации капитализации.

Кризис, как считают эксперты ФТ, не только укрепил рыночное влияние компаний, но и предоставил им возможность показать, что они могут быть ответственными «корпоративными гражданами». Пандемия, по сути, способствовала выявлению преимуществ этих цифровых платформ как в социальном, так и в экономическом плане, помогая бороться с дезинформацией о пандемии коронавируса и справляться с бумом в области электронной коммерции. Да и многие правительства начали обращаться к технологическим гигантам за помощью в разработке приложений для отслеживания контактов людей, во избежание распространения вируса.

Очевидно, что в ближайшей перспективе ничто не ограничит рост сектора. Более того, более крупные игроки индустрии используют кризис, чтобы стать ещё больше. Статистика показывает, что они охотятся за выгодными сделками с рекордными после 2015 года скоростями. В частности, расширение «Амазона», похоже, не знает границ: гигант электронной торговли ведет переговоры о покупке компании «Зукс» (Zoox), специализирующейся на производстве автомобилей с автономной системой управления, и одновременно британские регулирующие органы вынуждены были одобрить инвестиции «Амазона» в компанию «Деливеру» (Deliveroo), которая занимается сервисом доставки продуктов, из опасений банкротства этого стартапа.

Все это, пишет ФТ, ставит перед политиками сложные задачи при том, что многие из них всячески стремились сдерживать доминирование крупных онлайн-платформ. Проводить подобную политику, известную как «techlash», стало сложнее, даже несмотря на то, что необходимость принятия активных мер возросла. Однако как считают эксперты ФТ, регулирующим органам потребуется выработать взвешенные ответные меры. По их мнению, одной из областей, давно нуждающейся в реформировании, остается законодательство, регулирующее конкуренцию. Так, например, в США стандарт антимонопольного законодательства не менялся с 1980-х годов и по-прежнему сфокусирован на возмещении ущерба потребителям.

В мире цифровых услуг фокус должен сместиться на структуру рынка и корпоративную концентрацию. И в этом отношении Евросоюз опережает США. В апреле прошлого года в докладе, подготовленном по заказу ЕС, содержался призыв снизить барьер для применения антимонопольных законов с тем, чтобы они распространялись и на «доминирующих игроков». Совсем недавно Еврокомиссия приступила к публичному обсуждению основного пакета мер регулирования цифровых платформ. Еврокомиссары давно добивались большего контроля за тем, как компании используют потребительские данные.

В знак того, что американские законодатели хотят следовать примеру Брюсселя, демократы и республиканцы продвигают законопроекты, гарантирующие, что любые данные, собранные для борьбы с пандемией, не могут быть использованы в других целях. Однако, замечает ФТ, дополнительным фактором в спорах о регулировании деятельности компаний является растущая напряженность между США и Китаем.

А технологическая холодная война может подстегнуть стремление Вашингтона взращивать собственных национальных «чемпионов». Хотя этот фактор, а также то, как пандемия укрепила имидж технологических компаний, могут стать препятствием для консолидированных мер по сдерживанию их влияния, законодатели должны опасаться, что действующие технологические гиганты займут настолько доминирующее положение, что уничтожат следующее поколение дерзких и нетрадиционных конкурентов.