Президент Зеленский неожиданно решил заняться реформированием страны и с этой целью впервые вытащил из чулана Национальный совет реформ, где первую скрипку стал играть Саакашвили. Многие по этому поводу встрепенулись, оживились и стали питать некоторые надежды. Однако, это все напрасные ожидания.
Во-первых, потому что сам Зеленский использует Совет реформ лишь для имитации реформ накануне местных выборов. Проигрыш на них партии «Слуга народа» будет означать для Зеленского необходимость проведения досрочных выборов в ВР и потерю власти. Власть перейдет к новой коалиции, где Зеленский уже не сможет иметь своего премьера и превратится в хромую утку, которую быстро выдавят из политики за ненужностью. А Зеленский пока еще не хочет уходить из политики. Что называется, затянуло.
А зря! Самое полезное и по-настоящему реформаторское, что он мог бы сделать для страны — это провести конституционную реформу, передать всю полноту власти парламенту, закрепить норму согласно которой президент будет избираться в ВР и… подать в отставку. В этом случае Зеленский навсегда вошел бы в историю с положительным имиджем. А так он уйдет всеми презираемый, как и все его предшественники.
Но даже если бы Зеленский действительно хотел бы проводить реформы, то у него все равно ничего не получилось бы. Все реформы все равно потерпят полный провал. Почему? Ответ я дал ровно 4 года назад, когда 7 июля 2016 года написал заметку по случаю первой годовщины создания полиции и пояснил причины провала нашей первой послемайданной реформы. Из заметки было понятно почему и все другие реформы, — СБУ, ВСУ, НАБУ, ГБР, судов, таможни, налоговой и т.д, также потерпят фиаско.
Поэтому, для тех наивных чудаков, которые все еще ожидают каких-то реформ от Зеленского, кто верит в чудодейственную силу Саакашвили, я повторяю свой пост 4-летней давности
Итак…
«Работа любого государственного органа полностью определяется и обуславливается той культурой, которая сложилась в обществе. Культура — это то, как люди относятся к закону, к собственности, к другим людям, к долгу, к морали и т.д.
Мы имеем прокуратуру, суды, полицию, СБУ и т.д. такими, какие они есть именно потому, что такова наша культура. Все наши государственные органы работают в полном соответствии с нашими социальными нормами и ценностями, являются их следствием, и другие органы не могут возникнуть в принципе.
В нашем сословно-клановом обществе, в котором нет справедливого и независимого суда и, соответственно, нет гражданского общества, нет равенства всех людей перед законом и нет самого закона — любой правоохранительный орган неизбежно превращается в репрессивный, который занимается рэкетом и обеспечивает защиту власти.
Поэтому как бы не старалась Деканоидзе (про Авакова я скромно промолчу) с американскими инструкторами, создать на Украине полицию западного образца не удастся. Деньги американских налогоплательщиков не помогут. Как в известном анекдоте: мужик все время воровал запчасти на швейной фабрике и пытался дома собрать швейную машинку. Но у него все время получался пулемет. Так и у нас. Такая же судьба ждет и реформу прокуратуры, государственной службы, НАБУ и судебную реформу и все остальные реформы, включая реформу самой конституции.
Все наши политические, экономические, социальные реформы — это все мартышкин труд, если они не сопровождаются глубоким нравственным переосмыслением действительности, изменением народного отношения к собственности, долгу, закону, к труду, к соотечественникам, к власти, к Богу.
Народный бунт, который два года назад смел преступную власть Януковича, к сожалению, не был той революцией, которая была способна сменить общественное сознание и заменить сословную нравственность на буржуазную. Увы, нет! Общество просто приняло участие в олигархическом перевороте и не более того. Базовые ценности общества остались нетронутыми что и доказал оффшорный скандал с президентом, а также циничное и лицемерное правление Яценюка. Майдан прошелся лишь по поверхности сознания людей, не пошел в глубины душ, не вызвал религиозного переосмысления. Как следствие его чисто бунтарской, а не революционной природы, он просто выплеснул во власть мощную волну авантюристов, рвачей, лицемеров, демагогов и откровенных идиотов. И каковы шансы на реформы в таких условиях?
Мы пытаемся слепо копировать западные институты власти в нашей стране, но они у нас не работают, потому что их институты работают только в западной системе ценностей, построенной на понимании личной ответственности и личном самоограничении. Что это такое, мы не понимаем, а европейцы к этому шли полторы тысячи лет. Поэтому любая их полиция неизбежно превращается у нас в нашу милицию — репрессивный орган».