Это вторая из двух статей, которые Марс Тиссен написал на основе интервью, которое президент Дональд Трамп дал ему в среду, 8 июля. (Первая статья опубликована ранее).
Во время своего интервью в Овальном кабинете президент Дональд Трамп впервые подтвердил, что в 2018 году он санкционировал скрытую кибератаку против российского «Агентства интернет-исследований» — находящейся в Санкт-Петербурге фабрики троллей, которая возглавила российскую кампанию по вмешательству в американские президентские выборы 2016 года и сделала то же самое во время выборов в конгресс в 2018 году.
На вопрос о том, действительно ли Трамп дал свое согласие на проведение той кибератаки, он ответил: «Верно».
Трамп также сказал, что в 2016 году президент Барак Обама «еще до выборов знал о манипуляциях России. Точнее, ему сказали. Так или нет, кто знает? А он ничего не сказал. И причина, по которой он ничего не сказал, заключается в том, что он не хотел лезть в это, думая, что [Хиллари Клинтон] выигрывает, потому что он читал фальшивые результаты опросов. Он думал, что она победит. А у нас было молчаливое большинство, которое сказало: "Нет, нам нравится Трамп"».
По словам Трампа, нанося удар по российской компании, он действовал на основе предоставленных ему разведданных о приписываемом России вмешательстве в американский избирательный процесс.
«Послушайте, мы остановили это», — заявил Трамп.
Издание Washington Post сообщило об этой скрытой кибератаке Соединенных Штатов в начале 2019 года, но Трамп никогда официально не подтверждал ее. Несколько высокопоставленных американских чиновников тоже подтвердили, что эта кибератака действительно имела место и оказалась эффективной — в результате «Агентство интернет-исследований» лишилось доступа к интернету.
В 2017 году Трамп сделал Киберкомандование США объединенным командованием, а в 2018 году предоставил ему новые полномочия для проведения наступательных киберопераций. Кибератака на российскую компанию, по всей видимости, стала первой атакой, направленной на то, чтобы сорвать попытки Москвы вмешаться в американские выборы.
Выясняется, что у Трампа все же был план. В марте 2018 года в ходе пресс-конференции в Белом доме Трампа спросили о возможном вмешательстве России в выборы. «Мы не позволим этому случиться, — заявил Трамп. — Мы окажем противодействие всему, что они предпримут. Мы окажем очень мощное противодействие». И в отличие от своего предшественника Трамп на самом деле это сделал, использовав наступательный киберпотенциал Америки против российских операций вмешательства беспрецедентным образом.
Во время нашего интервью Трамп сказал, что та кибератака была частью более масштабного плана по противодействию России по всему миру. «Никто не был в отношении России жестче, чем я», — сказал американский лидер. Далее он перечислил все те шаги, которые он предпринял с целью противодействия России: «Я могу привести вам 30 различных примеров. Я направил [Украине] огромное количество противотанковых средств. Я направил им военную технику, а Обама ничего им не отправил. Это против России. Я сделал нас нефтедобывающей страной номер один в мире. Прежде такого даже близко не было. Я сделал нас номером один — это плохо для России».
В качестве еще одного примера предпринятых им действий президент привел оказание давления на Германию в целях помешать завершению строительства российского газопровода «Северный поток-2» и предотвратить рост зависимости Германии от Москвы. «Германия платит России миллиарды и миллиарды долларов. А мы должны защищать Германию от России. Как это работает?» — сказал глава Белого дома.
По словам Трампа, самым значительным шагом в противодействии России стало восстановление американской военной мощи: «Я восстановил наши вооруженные силы. Сейчас у нас самая новая армия из тех, что когда-либо были… Это тоже плохо для России. Понимаете?»
Трамп использовал эту армию против России, и не только в киберпространстве. Газета New York Times сообщила, что в феврале 2018 года в ходе столкновения на востоке Сирии американские военные убили несколько сотен российских наемников.
Рассказывая о своих попытках противостоять России, президент также указал на свои успехи в том, чтобы убедить членов НАТО в необходимости увеличить их вклад в этот трансатлантический альянс. «[За три года] мне удалось увеличить сумму, выделяемую членами НАТО на оборону, со 140 миллиардов до 400 миллиардов долларов. А какова цель существования НАТО? Россия».
По словам Трампа, благодаря его усилиям восемь стран-членов НАТО теперь выполняют свои обязательства перед альянсом, расходуя на оборону 2% от их ВВП. «Кстати, 2% — это очень мало, — продолжил Трамп. — Были и те, кто практически ничего не платил, а теперь они платят. И они задали мне очень важный вопрос: «Вы выйдете [из НАТО], если…» И я ответил, что, да, мы выйдем. Если не дать такой ответ, они не будут платить».
Но хочет ли президент вывести Соединенные Штаты из НАТО? «Нет, я не хочу уходить, — ответил Трамп. — Но я хочу, чтобы они платили свою справедливую долю».
Недавно Трамп объявил о том, что он принял решение вывести почти 10 тысяч американских военнослужащих из Германии. Мне он сказал, что часть этих американских военных будут переброшены в Польшу. «В два разных места, включая Польшу. Кроме того, я верну некоторых из них домой. Примерно половину я верну домой, а вторая половина отправится в те страны, которые этого заслуживают».
Президент Трамп сказал мне, что, хотя «мы вводим новые санкции против России каждую неделю», между ним и президентом России Владимиром Путиным на самом деле сложились «очень хорошие отношения». Лидеры этих двух стран пытаются «разработать договор по ядерному оружию, который будет по-настоящему значительным… Нет более важного шага, который мы можем сделать, чем контроль над ядерным оружием».
Я задал Трампу вопрос о той поддержке, которую Россия оказывает «Талибану»* (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. ред.). Независимо от того, действительно ли Россия платила вознаграждения за убийства американских военные, как сообщалось ранее, Россия оказывает поддержку «Талибану»*, который убивает американцев. Разве не нужно наказать Москву? «Я думаю, что последнее, чего хотела бы Россия, — это связаться с Афганистаном, — ответил Трамп. — Понимаете? Это последнее, чего им хотелось бы. Они были там долгое время. Из-за Афганистана Советский Союз превратился в Россию — из-за того, что они потерпели сокрушительное поражение в Афганистане». По словам президента, учитывая постепенный вывод американских военных («мы почти ушли»), если Россия хочет вернуться в Афганистан — «милости просим».
Что касается Китая, Трамп сказал, что по количеству и масштабам киберопераций против Соединенных Штатов Китай опережает Россию, но этому уделяется гораздо меньше внимания, поточу что «демократы и их спонсоры, честно говоря, зарабатывают кучу денег, работая с Китаем, — пока я не вмешаюсь. Пока не возник этот китайский грипп, пока не возник этот китайский вирус, мы их сильно опережали. Это было невероятно. Именно поэтому люди спрашивают: «Вы считаете, это было случайностью?» Это была вопиющая некомпетентность, или что-то произошло. Но они точно сделали одно: они позволили вирусу выйти за пределы страны. Вот что они сделали. И это повлекло за собой серьезные изменения во многих смыслах, в том числе в политическом».
По словам президента, лидер меньшинства в Сенате Чарльз Шумер (Charles E. Schumer) и спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) своими действиями осложнили его отношения с Китаем. «Если я заключу сделку, и это будет феноменальная сделка — скажем, торговая сделка с Китаем, — Шумер и Пелоси скажут, что это ужасная сделка. Они даже не посмотрят, что это за сделка. Если я скажу "Нет, вы не понимаете. Китай отдает нам все, они отдают нам все, и мы можем купить Пекин за доллар", они все равно ответят, что это ужасная сделка. С их точки зрения, все, что я делаю, ужасно».
По его словам, «автоматическая» оппозиция превратилась в «политический стандарт. Но это очень плохо для страны».
Считает ли Трамп, что что-то изменится в ходе второго президентского срока? Будут ли демократы вынуждены сотрудничать, если избиратели дадут ему еще четыре года? «Единственный способ добиться этого — продолжить побеждать. Все уже начало меняться, когда к нам пришел этот китайский вирус. Все начало меняться. Под конец они начали менять свое мнение. А потом случилось это. [Пандемия коронавируса] все изменила. Теперь они думают, что у них есть шанс».
Тем не менее, Трамп уверен в своей победе в ноябре — благодаря «величайшей базе в истории политики… Вы видели лодки во Флориде и по всей стране? Тысячи лодок каждые выходные. Там тысячи лодок, велосипедов — вы знаете, что байкеры за Трампа? На прошлой неделе они выстроились в колонну — в несколько миль длиной — байкеры за Трампа, и у них были флаги и все остальное».
«Я люблю нашу страну, — сказал Трамп, — несмотря на все, что мне придется сделать, я просто знаю, что я должен это сделать правильно». И одну вещь Трамп действительно сделал правильно. Хотя его обвиняют в том, что он относится к российскому вмешательству недостаточно серьезно, для борьбы с ним Трамп сделал гораздо больше, нежели Обама.