После очередной волны столкновений с федеральными агентами активисты заявили об опасности того, что их основная идея может быть забыта.
Тил Линдсет (Teal Lindseth) окинула взглядом многочисленную группу матерей, которых она готовилась повести к линии огня.
«Я смотрю на эту толпу и вижу в ней очень мало чернокожих, — пожаловалась эта 21-летняя чернокожая активистка. — Орегон чертовски белый. Выбеленный».
Линдсет является убежденной сторонницей протестов движения Black Lives Matter, продолжающихся без перерывов почти 60 дней в городе, который в шутку прозвали «Маленьким Бейрутом» из-за массовых демонстраций против визита Джорджа Буша-старшего 40 лет назад.
В эпоху Трампа Портленд окончательно закрепил за собой эту репутацию: протесты переросли в ночные столкновения с сотрудниками федеральных силовых ведомств, которых президент отправил в этот город, чтобы положить конец тому, что он назвал «анархией».
Однако помимо образа радикально настроенного города за Портлендом закрепился еще один образ. Это образ самого белого города Америки, находящегося в штате, где в прошлом афроамериканцам было запрещено жить по закону. Закон, принятый в 1850-х годах, предписывал раз в год «пороть» чернокожих, чтобы они уезжали из Орегона, а в период между двумя мировыми войнами городской совет Портленда находился в руках у членов Ку-Клукс-Клана. Белые и чернокожие жили в разных районах города.
Но теперь, когда столкновения в Портленде фактически разворачиваются на общенациональной арене, а Дональд Трамп подогревает беспорядки ради достижения своих политических целей, некоторые чернокожие лидеры движения задаются вопросом: чьим интересам на самом деле служат эти ежедневные репортажи о столкновениях, и не являются ли они продолжением господства белых в ущерб интересам чернокожих?
Президент портлендского отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (Association for the Advancement of Colored People) Э.Д. Мондейн (E.D. Mondainé) предупредил, что «привилегированные белые», преследующие свои собственные цели, пытаются поглотить движение Black Lives Matter в этом городе. По его словам, столкновения с офицерами федеральных правоохранительных агентств, которых президент отправил в Портленд, это всего лишь «спектакль и попытка отвлечь внимание, которая не имеет ничего общего с идеей равенства черных».
Мондейн обвинил группы белых молодых людей, оказавшихся в центре столкновений с офицерами федеральных служб, в том, что они попались на удочку Трампа и что они используют кампанию против расовой несправедливости, чтобы спровоцировать борьбу в каких-то других целях, таких как, к примеру, борьба с капитализмом.
«Дети привилегированных белых танцуют на подмостках вместо тех, кто отдал жизнь за это движение», — сказал он в интервью Guardian.
Решение Трампа отправить в Портленд оперативные соединения Министерства внутренней безопасности еще больше разожгло протесты в этом городе, когда агенты правоохранительных служб в камуфляжной форме начали жестоко избивать и увозить протестующих с улиц в фургонах.
Негодование жителей этого города и всей страны по поводу тактики властей, которая больше похожа на тактику полицейского государства, лишь подогрело протестную активность, и Трампу, по всей видимости, это на руку. Трамп продемонстрировал фотографии протестующих в касках и противогазах, наступавших на агентов федеральных служб, назвав это доказательством того, что Портленд захвачен анархистами и антифашистами и что демократы либо не в силах ничего изменить, либо вообще являются соучастниками этого хаоса.
Трамп поднял ставки, пообещав отправить «волну» федеральных правоохранительных сил в другие управляемые демократами города, такие как Чикаго, — якобы чтобы остановить убийства. Он заявил, что в рамках «Операции Легенда», получившей своей название в честь четырехлетнего мальчика, застреленного в Канзас-Сити, тысячи агентов ФБР, Службы маршалов США и других агентств будут переброшены в эти города, чтобы положить конец «разгулу насилия».
«Развертывание этих военизированных соединений в наших городах совершенно противоречит нашей системе демократии и нашим основополагающим ценностям», — написали они.
Мэры также отметили, что их сильно беспокоят действия федеральных агентов в Портленде, добавив, что отсутствие отличительных знаков на форме агентов и на автомобилях, а также «похищения» протестующих прямо с улиц «внушают ужас».
«Подобную тактику можно ожидать от авторитарного режима, но не от нашей демократии», — подчеркнули они в письме.
Афроамериканцы составляют всего 6% населения Портленда, численность которого достигает 650 тысяч человек. Между тем за последние три года в 30% случаев убийств, совершенных полицейскими при исполнении служебных обязанностей, жертвами стали именно чернокожие. Кроме того, афроамериканцев в несколько раз чаще останавливают на улицах для досмотра и арестовывают. Полицейский департамент Портленда оказался настолько агрессивным в отношении чернокожих, что администрации Обамы пришлось перевести его под контроль федеральной судебной системы.
Последние несколько дней мэр Портленда Тед Уилер (Ted Wheeler) устраивает настоящее шоу на национальном телевидении, резко осуждая решение Трампа отправить федеральные силы и обвиняя президента в ведении «войны в городских условиях» в Портленде. Но, когда в среду, 22 июля, Уилер решил обратиться напрямую к протестующим, он столкнулся с враждебностью демонстрантов, которые обвинили его в лицемерии.
Политическое руководство Портленда никогда не хотело существенным образом менять политику охраны правопорядка. Большинству жителей города нравилась система, которая, как отметило в докладе Министерство юстиций, защищала белых и следила за чернокожими.
Неспособность множества американских городов, управляемых демократами, решить проблему расизма полиции нависает мрачной тенью над лидерами демократов, которые утверждают, что они поддерживают кампанию Black Lives Matters.
(Материал публикуется с сокращениями)