Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Valeurs actuelles (Франция): «Не трогайте мою историю!». Подпишите призыв Алена Финкелькраута

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Переписывая историю под знаком антирасизма, мы будто берем на себя обязательство осудить Людовика IX, который устраивал гонения на евреев, или Вольтера с его антисемитизмом. Таким образом история превращается в судебный процесс с нескончаемым списком обвиняемых, пишет Ален Финкелькраут.

За волной сноса памятников скрывается направленный против белых расизм и ненависть к западной цивилизации, которую винят во всех грехах. Подпишите призыв Алена Финкелькраута и скажите «нет» разрушению нашей истории!

В настоящий момент Франция переживает страшный кризис, во время которого некоторые устраивают нападки на видимые символы нашей истории (особенно статуи) и выступают за их насильственное удаление из общественного пространства. Ситуация не нова, но такой импорт американской политкорректности во Францию представляется полнейшей катастрофой.

Мы рискуем ввязаться в процесс, у которого не будет и не может быть конца. Сегодня это Кольбер, а завтра может быть Жюль Ферри, который говорил, что долг высших рас — «цивилизовать низшие». Историю нужно рассматривать в контексте, а не переносить на прошлое современные навязчивые идеи.

Давайте рассмотрим пример Жюля Ферри. Его называют расистом из-за его колонизаторских взглядов. Но что такое расизм? Увязывание человека с его принадлежностью. У Жюля Ферри же были прогрессивные взгляды: он считал, что неравенства временны, и что существует единое человечество. Он стремился объединить все людские сообщества в католицизме Просвещения. Можно считать его слова высокомерными или же сказать, что его благие намерения скрывали эксплуатацию коренного населения и разграбление ресурсов, но если называть их расистскими по той причине, что все культуры равны, мы не можем по той же логике повсеместно осуждать обрезание, полигамию и барк по принуждению.

Будут и другие. Если мы переписываем историю под знаком антирасизма, то должны осудить Людовика IX, который вершил правосудие под дубом, но сжег Талмуд на площади и устраивал гонения на евреев. А что насчет Вольтера с его антисемитизмом? Мы будем вынуждены превратить историю в судебный процесс с нескончаемым списком обвиняемых.

С такой риторикой и практикой мы ни за что не сможем преодолеть раскол в стране. Более того, мы только усугубим его, раздуем злобу. Франция не может позволить это себе. Нужно рассматривать нацию как «наследие славы и сожалений», как говорил Ренан, передать это наследие всем вне зависимости от происхождения, чтобы вдохнуть жизнь в сосуществование и вернуть смысл общему пути.

История — это плод знания. Нужно говорить о рабстве, но во всех его составляющих. Да, негритянская работорговля — преступление против человечности. Но рабство существовало в самой Африке, африканцы участвовали в нем. В руках европейских работорговцев оказались 11 миллионов пленных, а еще 17 миллионов рабов были отправлены на восток, в мусульманские страны. Цель этого исторического напоминания — попытка не переложить вину, а подчеркнуть, что главная особенность Франции и Европы — не рабство, а борьба за его отмену. Все культуры запятнали себя преступлениями, но только западная познала боль вины. Европейская цивилизация способна критически посмотреть на себя. Эта традиция не удовлетворяется одной лишь традицией. Давайте задумаемся о том, чтобы распространить сейчас это великое европейское наследие. Это чрезвычайно важно.

Эммануэлю Макрону хватило смелости сказать, что Франция ни от чего не отказывается, принимает все свое прошлое и не снесет ни одной статуи. Необходимо как можно быстрее поддержать его в этом решении.