Космическое командование США (USSPACECOM) представило доказательства того, что 15 июля Россия провела испытание противоспутникового оружия космического базирования. Это лишь последнее из испытаний противокосмического потенциала, число которых растет и которые проводят все больше стран. К тому же, это противоречит политике нашей страны по отказу от милитаризации космоса — размещения оружия в космосе и использования космического пространства в военных целях.
Пора посмотреть правде в глаза.
Поскольку Россия, Китай и другие страны переходят к милитаризации космоса, он теперь является ареной военных действий. США должны обеспечить структуры, которые они недавно создали или восстановили с тем, чтобы те сдерживали и в случае необходимости наносили поражение противнику при враждебном использовании космоса — Космические силы США и Космическое командование США — необходимыми ресурсами для выполнения своих важнейших задач.
Во время холодной войны опасность нападения в космосе считалась небольшой, поскольку его можно было считать прелюдией к ядерной войне. Исторически сложилось так, что США и СССР в целом согласились не создавать помех и не препятствовать силам и средствам друг друга, развернутым в космосе с целью обеспечения национальной безопасности, поскольку они косвенно подпадали под заведомо расплывчатое определение «национальных технических средств контроля соблюдения договоров». Этот позиция в отношении спутников как стратегических средств начала меняться, начиная с первой войны в Персидском заливе, когда системы космического базирования помогли обеспечить силам коалиции решающее оперативное и тактическое преимущество в ходе боевых действий.
Сегодня США делают ставку на космос, чтобы проецировать свою мощь на весь мир — разумеется, в большей степени, чем потенциальные противники, которые в наиболее вероятных сценариях конфликта имели бы преимущество, поскольку могли бы действовать ближе к своим границам. Наша гражданская экономика также стала неотделимой от космических возможностей. Поэтому неудивительно, что потенциальные противники, такие как Россия и Китай, активно разрабатывают доктрину, создают структуры, а также силы и средства нейтрализации асимметричного преимущества США в космосе.
Мы оказались в этом положении по многим причинам. Среди них — сложные и дорогостоящие процедуры разработки и закупки космических систем, раскоординированность и дробление полномочий по разработке и закупкам космических систем между десятками агентств в Министерстве обороны и разведывательном сообществе, отсутствие достаточного количества узкопрофильных специалистов в космической отрасли. Также следует отметить существующую в военных службах (которые сосредоточены на других областях) тенденцию сокращать инвестиции в космические программы при расстановке приоритетов.
Именно из-за необходимости решить эти проблемы, а также из-за растущего признания уязвимости американских космических систем Министерство обороны восстановило Космическое командование США, а Конгресс поддержал идею создания Космических сил США.
Эти две структуры играют различные, но взаимодополняющие роли. Задачей Космических сил США является организация, обучение и оснащение боеготовых космических сил, а также обеспечение каждого боевого командования соответствующими космическими системами. Являясь одним из 11 объединенных боевых командований Минобороны, Космическое командование США объединяет и задействует переданные ему в оперативное подчинение силы из каждой военной службы для выполнения поставленных перед ними задач в космической сфере и посредством нее.
Обеспечение успеха обеих структур потребует финансовых, людских и организационных ресурсов для поддержания, защиты и развития критически важного космического потенциала и возможностей США.
Во-первых, в том, что касается финансирования, в представленном президентом проекте бюджета на 2021 финансовый год предлагается выделить космическим силам США 15,4 миллиарда долларов, что составляет чуть более 2% от общего бюджета Министерства обороны. Эта сумма не отражает того, в какой мере средства космического базирования способствуют выполнению гражданских и военных задач, и не является достаточной для противодействия растущим угрозам. Для достаточного финансирования космических сил необходимо, чтобы каждая из служб, а также разведывательное сообщество не рассчитывали исключительно на финансирование со стороны ВВС, а выделяли ресурсы, соответствующие требованиям своих космических программ, которые предоставляются космическими силами.
Во-вторых, существует нехватка персонала со специальной подготовкой в космической области, необходимого для того, чтобы укомплектовать штатами все вновь созданные военно-космические структуры. Важным специалистам в этой области придется поручать дополнительные обязанности, и они будут вынуждены выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Конгресс поддержал инициативу создания Космических сил с оговоркой, что они не будут раздувать штат, в первую очередь из опасений по поводу роста расходов и бюрократического аппарата. Трезво оценивая ситуацию, следует отменить ограничения на привлечение дополнительного персонала. Тогда на национальных оборонных предприятиях, производящих космические системы, будет достаточное количество различных специалистов в космической сфере, и будет укомплектован штат Космических сил США, Космического командования США и космических систем, которые каждая служба, по всей вероятности, захочет сохранить, чтобы обеспечить свое представительство и поддержку Космического командования США.
В недавно опубликованной Оборонной космической стратегии 2020 года справедливо указано на то, что космос больше не является безопасной сферой и что в будущих конфликтах космические системы США будут объектами атак. Сдерживание этих атак требует повышенного внимания к космическим операциям, а также развития и развертывания потенциала для защиты космических систем США и нейтрализации вражеских угроз в космосе. Этот процесс начинается с Космического командования США и космических сил США, которые имеют соответствующие ресурсы для выполнения поставленных перед ними задач.
Действовать необходимо уже сейчас. Промедление и затягивание до тех пор, пока Россия и Китай не предпримут наступательные действия в космосе, дорого обойдется и нанесет серьезнейший ущерб военным и гражданским интересам. Как неоднократно доказывала история, лучшим способом заставить противника отказаться от враждебных действий является тщательно продуманная подготовка. В холодной войне мы называли это «мир с позиции силы», и сегодня этот метод по-прежнему применим. Пора привести американскую космическую отрасль в порядок.
Дэвид Дептула — отставной генерал-лейтенант ВВС США. Он разрабатывал план воздушной кампании «Буря в пустыне», руководил воздушными операциями в Ираке и Афганистане, был заместителем начальника штаба Разведывательного управления ВВС США, а теперь является деканом Института аэрокосмических исследований имени Митчелла.