Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Между плохим и наихудшим: какие последствия для Украины могут иметь выборы в Белоруссии (Европейська правда, Украина)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В воскресенье, девятого августа, в Белоруссии должны состояться президентские выборы. Почему их результаты важны для Украины? Между событиями на Украине 2013-2014 годов и выборами-2020 в Белоруссии автор находит определенные параллели. Они могут свидетельствовать о неотвратимости изменений в белорусском обществе.

Белоруссия — соседнее государство, наш важный торговый партнер, в частности, поставщик топлива для военной авиации и горюче-смазочных материалов для украинских вооруженных сил. Несмотря на свою позицию формального союзника России, белорусское государство не признает аннексию Крыма и уверяет, что ее территория не будет служить плацдармом для нападения на Украину. Впрочем, этот статус-кво вполне может измениться, ведь нынешние выборы в Белоруссии развиваются не по стандартному сценарию.

Запугивание Украиной

Избирательная кампания проходит в период, когда впервые за двадцать шесть лет — Александр Лукашенко стремительно (и, наверное, необратимо) теряет популярность.

Его многолетняя мантра о поддержании порядка ради порядка и аграрный популизм оказались не слишком эффективными в сравнении с экономическим спадом, который, по прогнозам Всемирного банка, станет крупнейшим снижением темпов роста за последние двадцать пять лет и может составить 4 процента в 2020 году.

В условиях, когда социологические опросы запрещены, индикатором непопулярности Лукашенко становится его нервозное поведение, которое свидетельствует об осознании своей слабости: беспрецедентные репрессии в отношении потенциальных конкурентов на выборах и активистов (сотни белорусов были арестованы, оштрафованы; открыты уголовные производства против участников мирных собраний), невозможность присутствия международных наблюдателей из ОБСЕ и хаотичный поиск следов внешнего вмешательства.

Еще один фактор воздействия на ситуацию, по мнению Лукашенко, связан с Украиной, которая упоминается белорусским президентом преимущественно как плохой пример для подражания. Он, в частности, обещает не допустить деятельности «майданутых» и «бандеровцев» на белорусской земле.

Запугивание Украиной — давний прием, к которому глава соседней страны прибегает, начиная еще с 2004 года. Ссылки на украинское государство как на страну «беспорядка» и «хаоса» помогают ему сдерживать протестные настроения среди белорусов и настаивать на необходимости сохранения «порядка» по его правилам.

Зато белорусская оппозиция увидела в постмайданной Украине новые возможности — как для украинского, так и для белорусского общества. Как свидетельствует исследование Центра «Новая Европа», местные оппозиционеры порой смотрят на Украину как на возможную ролевую модель для демократических преобразований в Белоруссии.

Активное гражданское общество, свободные медиа, сравнительно лучшая, чем в Белоруссии, ситуация с правами и свободами и сменяемость власти — на такие достижения Украины готова ориентироваться и белорусская оппозиция.

Мода на несистемность

Между событиями на Украине 2013-2014 годов и выборами-2020 в Белоруссии есть определенные параллели, которые могут свидетельствовать о неотвратимости изменений в белорусском государстве.

Во-первых, это всплеск самоорганизации населения и активизация гражданского общества в преддверии масштабных протестов.

То, что происходит сейчас в Белоруссии, вполне может предшествовать широкой мобилизации населения, которую стоит ожидать в стране после девятого августа: граждане активно самоорганизуются, чтобы делать то, что не способно или не хочет делать государство, например, помогают пострадавшим в результате коронавируса и создают движение независимых наблюдателей на выборах.

Во-вторых, Александр Лукашенко, как и Янукович в свое время, не осознает, что общество изменилось и дальше не хочет терпеть авторитарную власть. Белорусов, поддерживающих альтернативных кандидатов, объединяют не конкретные политические программы, а лозунг «Кто угодно, только не Лукашенко!».

Кроме параллелей с украинскими революционными событиями, белорусская президентская кампания содержит ссылки на прошлогодние выборы президента Украины. В 2019 году немало белорусов следили за ходом избирательной гонки в соседней стране, а Владимир Зеленский импонировал многим из них своей несистемностью.

Появление непрофессионального политика в Белоруссии тогда невозможно было и представить, но уже через год ситуация в корне изменилась. Среди конкурентов Лукашенко на выборах (если считать и тех, которые могли бы составить ему конкуренцию, если бы он не упрятал их за решетку) — видеоблогер Сергей Тихановский, его жена Светлана и бывший глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико. Не имея политического опыта, они смогли мобилизовать граждан, обычно не голосовавших на выборах, и забрать часть электората у Лукашенко.

Имеются примеры и прямых подражаний. Так, один из кандидатов в президенты Сергей Черечень позаимствовал айдентику кампании, назвав свою команду «ЧЕ!» (по аналогии с «Зе!-командой» Зеленского — прим. ред.).

Российский сценарий

Несмотря на схожесть предпосылок для широкого протеста как на Украине-2014 и так и Белоруссии-2020, а также формата президентских кампаний, стоит упомянуть и об отличиях.

Белорусы не имеют значительного опыта участия в протестах против власти, поэтому довольно сложно предсказать, насколько значительными и успешными будут акции после девятого августа.

Однако для Украины не менее важным является тот факт, что ни один из основных конкурентов Лукашенко не ставит под сомнение внешнеполитический курс Белоруссии.

И вот тут стоит подумать о том, какие последствия для Украины будут иметь белорусские выборы. В значительной мере это зависит от того, насколько масштабными и насколько мирными будут протесты после того, как ЦИК объявит о победе Александра Лукашенко, и насколько агрессивно будет реагировать на общественное недовольство белорусский президент.

Если протесты будут подавлены особенно жестко, тогда ЕС может расширить персональные санкции против белорусских политиков. Есть основания полагать, что Украина присоединится к этим ограничительным мерам, как она это делала в течение предыдущих лет.

В таком случае нормализация отношений между Белоруссией и западными странами затормозится и единственным союзником белорусского государства может остаться только Россия. В условиях, когда Белоруссия остро нуждается во внешнем финансировании, она сможет получить его только от РФ, но при условии усиления интеграции в рамках Союзного государства, т. е. частично или полностью упустив возможность принимать суверенные решения в стране.

Этот сценарий создает значительные риски для безопасности Украины. Достаточно вспомнить, что в таком случае Россия сможет реализовать давнюю мечту и разместить на белорусской территории свои военные базы и давить на украинскую власть, угрожая нападением на страну с севера.

При условии успеха «Плошчи» (Майдан на белорусском языке) и смещении Лукашенко, страна сможет впоследствии провести новые демократические выборы. Победу в них может одержать кто-то из основных оппозиционеров — Сергей Тихановский, Виктор Бабарико или Валерий Цепкало.

Этот сценарий может открыть новые возможности для экономического сотрудничества между Украиной и Белоруссией, поскольку эти кандидаты выступают за либерализацию белорусской экономики.

В то же время ни одного из кандидатов нельзя назвать прозападным: их вполне устраивает балансирование Белоруссии между РФ и Западом. Россия может не признать результаты белорусских выборов и «прийти на помощь белорусам», поставив в конце концов своих представителей во главе государства.

Задержание в Белоруссии тридцати двух российских наемников свидетельствует о том, что Россия готова к силовому вмешательству в избирательный процесс.

В частности, российские спецсилы могут спровоцировать насилие во время митингов и протестных акций после выборов, пытаясь превратить мирный протест в кровавое противостояние между властью и гражданами — с целью захвата власти в Белоруссии или создания для Лукашенко такой ситуации, чтобы он гарантированно мог оказаться в международной изоляции и им можно было легко управлять.

Для Украины это принципиально важно. Если российский силовой сценарий сработает, то Украина окажется в более плотном враждебном окружении с Россией, которая будет грозить украинцам с востока, севера и юга.