Александр Лукашенко, занимавший пост президента Белоруссии пять сроков подряд, объявил о своем переизбрании, набрав более 80% голосов на президентских выборах 9 августа. Однако белорусская оппозиция посчитала, что на выборах имели место многочисленные нарушения, таких как фальсификация и умышленный вброс бюллетеней. Вслед за этим по всей стране вспыхнули масштабные акции протеста. К настоящему времени демонстрации продолжаются уже более недели и продолжают набирать обороты.
Ситуация в Белоруссии привлекла к себе пристальное внимание международного сообщества. Польша и три страны Балтии вместе выдвинули предложение о создании в Белоруссии национального комитета для содействия диалогу между властями и оппозицией. Госсекретарь США Майк Помпео заявил 13 августа о необходимости проведения новых президентских выборов в Белоруссии в присутствии международных наблюдателей. Лидеры стран ЕС решили провести 19 августа видеоконференцию для обсуждения ситуации в Белоруссии и возможном усилении санкций против действующего правительства страны. Когда белорусские военные, полиция, учителя, медицинские работники и государственные чиновники один за другим перешли на сторону оппозиции, лидер оппозиционеров Светлана Тихановская, находящаяся в Литве, 17 августа заявила о своей готовности стать национальным лидером.
Сможет ли Лукашенко успешно провести свой новый президентский срок, столкнувшись с растущей волной активных протестов и международным давлением? Я считаю, что, вероятно, международное сообщество может теперь задуматься о развитии Белоруссии в постлукашенковскую эпоху.
Заслуживает ли доверия «поддержка» России?
Однако белорусское правительство не одиноко. Как минимум Россия уже выразила свою поддержку Белоруссии. 15-16 августа Лукашенко, столкнувшись с внешним давлением и внутренними проблемами, провел два телефонных разговора с президентом России Владимиром Путиным. Путин заявил, что отношения между союзными государствами не могут быть испорчены, и Москва готова оказать «полную поддержку» по первой просьбе Белоруссии.
Однако сможет ли «поддержка» России помочь Лукашенко?
Во-первых, Россия лишь условно поддерживает нынешнюю белорусскую власть. После второго телефонного разговора между Лукашенко и Путиным Москва заявила, что при необходимости предоставит Белоруссии всю военную помощь. Но при этом не уточняется, какого рода положение является «в случае необходимости». Во время первого телефонного разговора Путин указал на то, что деструктивные силы не должны нанести ущерб взаимовыгодному сотрудничеству двух стран в рамках Союзного государства. Кроме того, два лидера в большей степени обсуждали освобождение сотрудников российской ЧВК «Вагнер», накануне арестованных в Белоруссии. Это говорит о том, что Кремль занял выжидательную позицию. Многие россияне считают, что Белоруссия — это не Крым и не Южная Осетия, и не могут найти причин для оказания военной помощи «кому-то там». Конечно, Кремль также обращает внимание на нынешнее критическое положение Лукашенко в Белоруссии, и, естественно, не будет действовать необдуманно.
Во-вторых, в рамках Союзного государства не поддерживается более активное вмешательство России в дела Белорусси. Хотя Белоруссия является участницей «Договора о создании Союзного государства» и «Организации Договора о коллективной безопасности» (ОДКБ), но создание Союзного государства не реализовано полностью, а четвертая статья «Договора о коллективной безопасности» предусматривает, что вторжение в страну-участницу или группы стран ОДКБ может рассматриваться как агрессия против всех стран-участниц организации. В случае подобного акта агрессии остальные страны-участницы договора должны оказать необходимое содействие, в том числе военное (с объяснением «необходимости»), но Белоруссия в настоящее время не подвергается внешней агрессии, и текущие внутренние демонстрации не относятся к «террористическим атакам», предусмотренным второй статьей договора. Согласно статье II договора, когда возникает угроза территориальной целостности и независимости страны-участницы или подвергаются угрозе мир и безопасность международного сообщества, страны, заключившие договор, незамедлительно запускают механизм консультаций, согласовывают свои позиции и принимают меры по устранению угрозы. Поэтому Россия не может отправить войска для поддержки Лукашенко в нынешних обстоятельствах, а утешение и моральное поддержка — это типичные «приемы» Кремля.
В-третьих, Россия всегда будет ставить собственные интересы на первое место. На сей раз на минских демонстрациях не звучали антироссийские и прозападные лозунги, и Москва отчетливо понимает это. Начиная с 2005 года Россия постепенно смирилась с последствиями «цветных революций» в бывших советских республиках, таких как Кыргызстан и Армения. Объем экономики Белоруссии составляет всего 60 миллиардов долларов, что намного меньше, чем у России (1,66 триллиона долларов). Кроме того, зависимость Белоруссии от России намного сильнее, чем потребность России в ней, поэтому Россия не может искренне хотеть помочь Лукашенко. Помимо этого, во время своей предвыборной кампании Лукашенко обвинил Россию во вмешательстве в президентские выборы, однако теперь он говорит, что угроза была со стороны Запада, поэтому Кремль может сомневаться в его «уровне лояльности».
Россия также не желает разжигать антироссийские настроения в Белоруссии. Если Кремль решится на военное вмешательство в поддержку Лукашенко, это еще больше усилит уже существующие антироссийские настроения среди белорусов. Российский политолог Глеб Павловский отметил, что Путин не хочет оказывать Лукашенко военную помощь, но надеется успокоить народ Белоруссии и создать пророссийскую основу общественного мнения для новых властей, которые придут на смену.
В-четвертых, Россия не хочет усиления западных санкций и критики в свой адрес. Россия, обеспокоенная внутренними проблемами и внешней агрессией, очевидно, не желает совмещать митинги на Дальнем Востоке с протестами в Белоруссии и навлекать на себя неприятности. 25 июля 2020 года в Хабаровске, на Дальнем Востоке, снова вспыхнули масштабные протесты и демонстрации, которые, вероятно, могут охватить всю Россию. Если эти два движения превратятся в две силы на востоке и западе, то Россия ощутит себя словно «между молотом и наковальней», Москве требуется срочно усмирять пламя на Дальнем Востоке, и в таком случае помощь Белоруссии заставила бы ее разрываться на части. Путин не захочет, чтобы Россия снова оказалась в изоляции и под давлением.
Чем закончатся белорусские протесты?
Некоторые российские эксперты признают, что Лукашенко уже не контролирует ситуацию в Белоруссии. К военному вмешательству для возвращения контроля обычно прибегают на начальной стадии, и возможно, оно вернуть контроль на следующий день после начала уличных протестов. Однако белорусские протесты продолжаются уже неделю и охватили всю страну. Лукашенко все еще не начал переговоры по мирному урегулированию с протестующими. Однако 17 августа он заявил, что в настоящее время изучает план изменения конституции, направленный на перераспределение властных полномочий, и после референдума будет принята ее новая версия. Он заявил, что готов передать часть президентских полномочий в соответствии с новой конституцией, но не собирается проводить повторные выборы под давлением «уличных протестов».
Из этого можно сделать вывод, что существует несколько сценариев развития ситуации в Белоруссии:
Первый — совместный с оппозицией поиск промежуточного решения, такого как завершение изменений части политической системы и, особенно, внесение поправок в конституцию. Некоторые белорусские эксперты предполагают, что референдум может быть назначен в течение шести месяцев и могут быть предложены рамки политического диалога с оппозицией и новые конституционные поправки. Оппозиция уже предложила передать и справедливо разделить президентскую власть между премьер-министром и парламентом, провести выборы по партийным спискам и «обнулить» срок полномочий президента — последнее является компромиссом в пользу Лукашенко.
Второй — отказ от компромиссов, но за это придется заплатить высокую цену. Лукашенко может выбрать этот подход, но по мере усиления демонстраций давление на него будет продолжать расти, и в конечном итоге может вызвать санкции против Белоруссии со стороны всех западных стран, и государство окажется в полной изоляции. Это самый худший вариант.
Третий — Лукашенко также может пойти по проторенной дорожке первого президента Киргизии Аскара Акаева и эмигрировать. Не будет ничего удивительного в том, если он сбежит в Москву. Многие политики стран бывшего Советского Союза имеют прецеденты эмиграции в Москву. Поскольку Лукашенко и Путин находятся в хороших отношениях, он сможет долго жить в России. Россия не будет беспокоиться о сплетнях других стран и не будет учитывать, какие экономические потери понесет Лукашенко от западных санкций. Она будет принимать в расчет только плюсы и минусы для своего политического капитала.
Более менее известно одно: независимо от того, кто будет руководить Белоруссией в будущем, основа и направление развития Союзного государства не могут быть потеряны. Даже если Лукашенко действительно уйдет в отставку из-за нынешних протестов и эмигрирует в Россию, это не сможет стать причиной ссор нового белорусского лидера с Москвой.
Итак, чем бы ни закончились нынешние протесты в Белоруссии, внутренние и внешние проблемы, с которыми сталкивается страна, — это испытания для белорусской власти. Восстановление экономики, промышленная приватизация и аграрная реформа в постэпидемическую эпоху — это главные проблемы, которые должны будут решить руководящие лица Белоруссии.
Ли Лифань (李立凡) — младший научный сотрудник Международного исследовательского института Шанхайской академии общественных наук