Сто лет назад главные роли на Ближнем Востоке играли европейцы. После краха Османской империи значительную часть региона делили между собой Франция и Великобритания, поставив во главе новообразованных государств своих вассалов.
Но самое позднее после Суэцкого кризиса в 1956 году великие времена Европы на Ближнем Востоке подошли к концу. Тогда новая сверхдержава США, угрожая французам и британцам экономическими санкциями, заставила их прекратить наступательную операцию против Египта, унизив тем самым бывшие колониальные державы.
Сейчас ближневосточные страны считают европейцев желанными экономическими партнерами (тем более что Европа — излюбленная цель многочисленных мигрантов), но когда речь заходит о войне и мире, регион смотрит скорее на Вашингтон и Москву, чем на Брюссель.
У этой тенденции есть две основные причины: разрозненность Европы и ее отказ от военных операций. После убийства в 2018 году критика саудовского режима Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi) киллерами из окружения наследника престола Мухаммеда ибн Салмана возмущение европейцев было очень велико, но уже относительно скоро возникла дискуссия о возобновлении оружейных поставок из Старого Света в Саудовскую Аравию. Германия и ряд других стран остановили экспорт вооружений, а вот, к примеру, Испания не нашла причин для прекращения сотрудничества с саудитами в этой сфере. А в ливийском конфликте между собой разругались Италия и Франция, что также мешает ЕС играть активную роль в этом вопросе.
Беспомощны без США
Но даже когда европейцам удается договориться между собой, их военные средства настолько ограничены, что они все равно не в состоянии действовать сколько-нибудь активно. Когда Франция и Великобритания в 2011 году настаивали на военной операции против тогдашнего ливийского диктатора Муаммара Каддафи, европейцы вдруг оказались вынуждены констатировать, что не способны действовать без поддержки со стороны США.
Тогдашний министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) позднее признался, что Вашингтону пришлось взять на себя роль лидера в Ливии именно из-за слабости европейцев, у которых попросту кончились боеприпасы. Пока они спорят и ругаются между собой, брешь заполняют другие. К примеру, Россия давно уже стала главным действующим лицом в Сирии и все активнее вмешивается в ситуацию и в Ливии. Причем именно эти две страны играют очень важную для Европы роль в урегулировании проблемы с беженцами.
О слабостях Европы прекрасно известно и ближневосточным политикам. Хотя Франция и Великобритания, будучи постоянными членами Совета безопасности ООН, и играют важную роль в международных делах, Саудовская Аравия «сосредоточилась на позиции США (а также России) по важным региональным проблемам», написал саудовский политолог Файсал Абу аль-Хассан (Faisal Abu al-Hassan) в докладе по заказу Европейского совета по международным отношениям. То же самое можно сказать и о других странах Ближнего Востока. Европа много говорит, критикуя нарушения прав человека, но в конечном итоге не влияет на развитие ситуации.
Но, как бы то ни было, европейцы по-прежнему участвуют в экономической и финансовой поддержке стран, оказавшихся в бедственном положении. Так, ЕС — крупнейший торговый партнер Израиля и Египта. Хотя правительства Биньямина Нетаньяху (Benjamin Netanjahu) и Абделя Фаттаха аль-Сиси (Abdel Fattah al-Sisi) своим главным союзником считают президента США Дональда Трампа, у Европы также есть возможности для влияния на них. Кроме того, ЕС предоставил более миллиарда евро правительству Ирака для борьбы с последствиями террористических атак ИГИЛ*. Согласно опросу исследовательского института Pew Research, у ЕС в регионе хорошая репутация. 61% жителей Ливана, 51% израильтян и 50% граждан Туниса относятся к ЕС позитивно.
Впрочем, пока европейцам не удается обратить свой положительный имидж в политические преимущества. Британо-палестинский эксперт по Ближнему Востоку Камел Хавваш (Kamel Hawwash) в статье для сайта Middle East Eye потребовал от ЕС занять четкую позицию, если Брюссель хочет, чтобы его воспринимали всерьез.
«Способен ли ЕС к действиям, или он и дальше хочет лишь говорить?» — задался вопросом Хавваш еще два года назад. Ответа нет до сих пор.
*террористическая организация, запрещенная в РФ