Летом 2019 года Елисейский дворец официально начал «стратегический» диалог с Россией. Он должен был позволить преодолеть разногласия и продвинуться вперед по таким вопросам как разоружение, кибербезопасность, Сирия и замороженные конфликты. Случившее с Навальным стало демонстрацией его бесплодности. Состоявшийся 14 сентября последний телефонный разговор Эммануэля Макрона и Владимира Путина подтвердил невозможность найти общие слова для описания ситуации вокруг отравления российского оппозиционера.
По нашим сведениям, это был настоящий разговор слепого с глухим, что частично получило отражение в пресс-релизах Кремля и Елисейского дворца. Париж в настоящий момент ведет новую фазу согласований с Берлином. Несмотря на трудности с установлением цепочки ответственности, против России могут быть введены индивидуальные санкции, если она не проведет подобающее следствие по поводу нарушения «красной линии» в лице применения химического оружия на континенте.
В заявлении французской стороны акцент делается на «глубокой обеспокоенности» Макрона по поводу «преступного деяния» против Алексея навального. Французские и шведские эксперты подтвердили выводы их немецких коллег о применении нейротоксина «Новичок». В Кремле назвали обвинения необоснованными. Все еще находящийся в берлинской больнице Навальный потребовал в своем блоге 21 сентября, «чтобы мою одежду аккуратно упаковали в целлофановый пакет и вернули мне».
Обвинения
По сведениям «Монд», во время беседы Макрон подчеркнул, что «Новичок» не мог быть использован частной организацией, и что ситуация требует официальных объяснений. Путин в ответ презрительно отозвался о Навальном, назвав его простым интернет-смутьяном, который уже симулировал недомогания в прошлом. Президент России обвинил Навального в нарушении закона и использовании Фонда борьбы с коррупцией для шантажа депутатов и чиновников. Стоит отметить, что фонд прославился разоблачениями роскошной жизни российских государственных деятелей.
Российский лидер также посчитал, что Навальный мог сам принять яд (причину он не уточнил), что «Новичок» далеко на такое сложное вещество, как утверждается, и что его применение в принципе не подтверждено. Эммануэль Макрон в свою очередь сразу же отмел литовский след и принятие яда самим Навальным.
Военные учения в Белоруссии
Поднимались и другие темы, в частности Ливия (президентам хотелось бы добиться принятых на конференции в Берлине в январе 2020 года решений) и Украина. С лета в Донбассе сохраняется хрупкое перемирие, но политических подвижек не видно. Состоявшееся за несколько дней до разговора двух лидеров собрание дипломатических советников «нормандской четверки» (Россия, Украина, Франция, Германия) не дало никаких результатов. Владимир Путин перекладывает ответственность на Киев, который, по его мнению, хочет выйти из подписанных в 2015 году Минских соглашений. В Париже считают, что виновны обе стороны.
Другой значимой темой стал белорусский кризис. 20 сентября десятки тысяч человек вновь устроили массовые демонстрации, несмотря на аресты и насилие. 14 сентября французский лидер призвал российского коллегу не допустить эскалации и убедить Александра Лукашенко принять предложение о посредничестве ОБСЕ, которое было озвучено Ангелой Меркель 20 августа в Брегансоне. Владимир Путин подчеркнул, что ОБСЕ следует уважать собственное решение не вести наблюдение за белорусскими выборами. Но это заявление не соответствует фактам: организация заявила в пресс-релизе от 15 июля, что не получила вовремя официального приглашения.
Путин не прикладывал особых усилий, чтобы защитить белорусского коллегу. Не лучшее качество их отношений ни для кого не секрет. 14 сентября он принял президента Белоруссии в Сочи без лишнего энтузиазма. Лукашенко в свою очередь расстилался перед Путиным, чья поддержка чрезвычайно важна для его собственного выживания в политике. Российский лидер заявил Макрону, что рекомендовал Лукашенко провести встречи с другими кандидатами в президенты, и выразил надежду на конкретизацию конституционной реформы к 2020 году (довольно отдаленный срок). Наконец, он вежливо предупредил Макрона насчет скорого проведения давно запланированных российско-белорусских учений. По этому случаю российские войска будут развернуты на территории соседней страны. Но беспокоиться не о чем: они уйдут, заверил он.