Владимир Путин и Си Цзиньпин разделяют общее мнение в ряде направлений. Во-первых, они оба восхищаются скоростью, с которой Китай смог войти в ряды экономических супердержав.
По словам Путина, Китаю «удалось наилучшим образом, на мой взгляд, использовать возможности центрального администрирования для развития рыночной экономики… В Советском Союзе ничего подобного сделано не было, и результаты неэффективной экономической политики сказались и в политической сфере». Заметно, что Путин отводит экономической стороне российско-китайских отношений важную, почти центральную, роль.
Во-вторых, какими бы разными ни были представления двух стран о причинах распада Советского союза, Путин и Си в своих высказываниях утверждают революционное величие этой страны. Китайско-русская позиция активно демонстрируется сейчас в том, что обе страны противостоят попыткам Запада сфальсифицировать историю Второй мировой войны.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в недавнем интервью сказал: «Наблюдается, прямо скажем, историческая агрессия, направленная на пересмотр современных основ международного права, сложившихся после Второй мировой войны в форме ООН, принципов ее Устава. Пытаются подорвать именно эти основы.
Используется, прежде всего, аргументация, являющая собой попытку поставить на одну доску СССР и фашистскую Германию. Агрессоров и победителей агрессоров. Победителей тех, кто пытался поработить Европу и сделать большинство народов нашего континента, по сути, рабами. Нас оскорбляют, прямо заявляя, что у СССР больше вины за развязывание Второй мировой войны, чем у гитлеровской Германии.
При том аккуратно „заметается под ковер" фактическая сторона дела: как все начиналось еще с 1938 года, как до этого проводилась политика умиротворения Гитлера западными державами, прежде всего Францией и Великобританией».
Образцовый альянс взаимопомощи
Китай переживает похожую смену роли: агрессор поучает, а жертву привязывают к позорному столбу.
Ни для кого не секрет, что Запад замешан в разжигании волнений в Гонконге. По правде говоря, история вмешательства США во внутренние дела Китая с целью дестабилизации коммунистического правительства не нова. Она уходит корнями в 50-ые и начало 60-ых и связана с тайной деятельностью ЦРУ на Тибете. Эта деятельность по крайней мере частично спровоцировала китайско-индийский конфликт в 1962 году.
Сейчас США постепенно отступают от «Политики одного Китая», ставшей основой нормализации китайско-американских отношений в начале 70-ых.
Схожим образом вмешательство США в русскую политику началось в конце 80-ых в период правления Михаила Горбачева, а в 90-ых после падения Советского союза стало очевидным и навязчивым. США открыто посодействовали тому, чтобы на выборах 1996 года победил Борис Ельцин. Впоследствии США открыто хвастались тем, что финансировали и детально контролировали их.
Путин обвинил США в разжигании протестов в России в 2011 году. Он заявил, что они потратили сотни миллионов долларов, чтобы повлиять на исход выборов в стране. По словам Путина, госсекретарь США Хиллари Клинтон поощряла «наемнических» врагов Кремля. «Она задала тон некоторым нашим деятелям внутри страны, дала сигнал. Они этот сигнал услышали и начали активную работу», — заявил он.
Вспоминая на Оранжевую революцию на Украине в 2004 году, насильственное падение правительства в Киргизии, Путин сказал, что западные нации идут на большие траты, чтобы спровоцировать политические изменения в России.
«Вливание иностранных денег в избирательные процессы особенно недопустимо. На это тратят сотни миллионов. Нам нужно выработать способ обезопасить наш суверенитет, защититься от внешнего вмешательства. Что ещё сказать? Мы большая ядерная держава и останемся ею. Это вызывает определенную озабоченность у наших партнеров. Они пытаются нас покачивать, чтобы мы не забывали, кто босс на нашей планете», — сказал Путин.
Модель вмешательства США и их ближайших союзников в дела Гонконга была во многом похожа: дестабилизировать Китай и помешать его становлению в качестве мировой державы. США создает вокруг Китая кольцо враждебно настроенных стран, окружает его. Россия уже пережила это — Грузия, Украина, Польша, страны Прибалтики и т. д.
Недавно директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил, что Вашингтон направил 20 миллионов долларов на организацию антиправительственных демонстраций в Белоруссии.
«По имеющейся информации, в нынешних событиях в Белоруссии США играют ключевую роль. Хотя в публичном пространстве Вашингтон пытается держаться в тени, после начала массовых уличных выступлений американцы кратно нарастили финансирование белорусских антиправительственных сил. Его объёмы исчисляются десятками миллионов долларов», — сказал Нарышкин.
По его словам, «протестные акции с самого начала носят хорошо организованный характер и координируются из-за рубежа. Примечательно, что Запад начал подготовку протестов задолго до выборов. Только США в 2019 — начале 2020 годов по линии различных НПО направили на организацию антиправительственных выступлений порядка 20 млн долларов».
Ранее российско-китайское взаимодействие было полностью сфокусировано на двусторонних отношениях. Однако постепенно началось согласование внешнеполитических решений. Сначала в ограниченных масштабах, а затем всё больше и больше.
Россия и Китай помогают друг другу бороться с проводимой США политикой сдерживания. Поэтому Китай открыто признал победу Александра Лукашенко на президентских выборах в Белоруссии. Со своей стороны Россия более активно критикует попытки США усилить напряжение в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Министр иностранных дел Сергей Лавров 11 сентября в Москве в присутствии Ван И (Wang Yi), государственного советника и министра иностранных дел Китая, сказал:
«Мы отметили деструктивный характер действий Вашингтона, подрывающих глобальную стратегическую стабильность. В результате усиливается напряженность в различных регионах мира, в том числе вдоль границ Российской Федерации и КНР. Конечно, нас это беспокоит, и мы выступаем против подобного рода попыток нагнетать искусственную напряженность.
В этой связи мы констатировали, что так называемая „Индо-Тихоокеанская стратегия" как она задумывалась инициаторами ведет лишь к разобщению государств региона, и поэтому чревата серьезными последствиями для мира, безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Мы высказались в поддержку асеаноцентричной региональной архитектуры безопасности в вопросах продвижения объединительной повестки дня, за сохранение в данных механизмах консенсусной формы работы и консенсусной формы принятия решений… Мы видим попытки внести разлад с ряды членов АСЕАН все в тех же целях: отойти от консенсусных методов работы и нагнетать конфронтацию в этом общем для нас всех регионе».
Российский посол в США Анатолий Антонов 18 сентября в интервью изданию Nikkei Asian Review заявил: «Мы считаем, что попытки США создать в мире антикитайский альянс контрпродуктивны. Они представляют угрозу международной безопасности и стабильности…
Что касается, стратегии США в отношение Азиатско-Тихоокеанского региона,… Вашингтон продвигает антикитайские настроения, его отношения со странами в регионе зависят от того, поддерживают ли они подобный подход… „Индо-Тихоокеанскую стратегию" сложно назвать „свободной и открытой". Вероятнее всего всё как раз наоборот: этот проект непрозрачен и избирателен…, если говорить о странах Индийского океана.
Вместо устоявшихся норм международного права Вашингтон продвигает в этом регионе непонятный „основанный на правилах порядок". Что это за правила, кто их придумал, и кто с ними согласился — всё это остается неизвестным».
Эти высказывания показывают, что, несмотря на давление, которое США оказывает на Китай в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, в позиции России происходят медленные изменения.
Эта статья подготовлена в сотрудничестве с Indian Punchline и Globetrotter, проектом Независимого института медиа, который предоставил его Asia Times. Это восьмая статья серии. Следующая часть будет посвящена основе взаимного доверия между Китаем и Россией.
М. К. Бхадракумар — бывший индийский дипломат.