Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
The Wall Street Journal (США): Путин теряет опору в ближнем зарубежье

Вашингтон видит, как Россия расширяет свое международное влияние, но по своему периметру Москва теряет монополию на власть.

© REUTERS / StringerСаперы работают рядом с неразорвавшейся ракетой в Мингячевир
Саперы работают рядом с неразорвавшейся ракетой в Мингячевир - ИноСМИ, 1920, 09.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор радуется, что России все труднее справляться с наступающими на нее кризисами: деньги нужны и на Киргизию, и на Минск. А тут еще активная роль Турции в карабахском конфликте «расстроила усилия России по сохранению мира между сторонами». Но вот вопрос: кому будет лучше, если Россия даст слабину в этих точках?

Череда кризисов у российских соседей сорвала кремлевские планы по углублению экономических и военных связей с бывшими советскими республиками, создав вакуум, который могут заполнить региональные конкуренты России, такие как Китай и Турция.

Российский президент Владимир Путин давно уже стремится к укреплению экономических и военных отношений со странами Восточной Европы и Центральной Азии, начиная с Белоруссии на западе и кончая Киргизией на востоке. У России до сих пор есть военные базы в Центральной Азии и на Южном Кавказе, а также прочные торговые и культурные связи с этими регионами.

Но вокруг России возникает хаос, включая активизацию боевых действий между Арменией и Азербайджаном. В совокупности с едва уловимыми дипломатическими и экономическими переменами это ослабляет российскую монополию на власть в регионе. Если Китай использует экономические рычаги, чтобы усиливать свое влияние, а Европа поддерживает демократические устремления, то Россия продолжает придерживаться политики жесткой силы.

В последние дни разгораются политические страсти в богатой полезными ископаемыми Киргизии, где оппозиционные партии пытаются отнять власть у пророссийского руководства, обвинив его в фальсификациях на состоявшихся в прошлые выходные выборах. Исход этого противостояния пока неясен.

На границе России с Европой другой путинский союзник, белорусский президент Александр Лукашенко так и не смог подавить начавшиеся в августе протесты, участники которых тоже оспаривают результаты выборов. Это вызывает обеспокоенность в Москве, которая опасается, что беспорядки могут помешать ее планам по более тесной интеграции двух стран.

Но наиболее примечательна турецкая поддержка Азербайджана в его конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Она придала сил и энергии азербайджанским войскам, а также расстроила усилия России по сохранению мира между двумя враждующими сторонами.

Азербайджан заявляет, что не остановится, пока не вернет этот спорный регион, который он потерял во время распада Советского Союза. Это усиливает давление на Москву, у которой есть военная база в Армении и которая обязана защищать эту страну по условиям договора о взаимной обороне (имеются в виду положения Договора о коллективной безопасности, заключенного между несколькими бывшими республиками СССР еще в 1992-м году, Карабах в число участников этого договора не входит — прим. ред.).

«Нынешнее обострение ситуации вызывает повышенную озабоченность не только своим масштабом, но и принципиально новым воздействием внешних факторов, — заявил глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин. — На стороне Азербайджана впервые так открыто и однозначно выступила Турция».

В среду утром 68-летний Путин поговорил по телефону с руководителями Армении и Азербайджана. Он сказал, что Россия не обязана защищать Армению в рамках Организации Договор о коллективной безопасности, потому что боевые действия ведутся почти исключительно на территории Нагорного Карабаха. Армянские войска контролируют этот анклав с 1990-х годов, а как заявляет армянское Министерство обороны, были нанесены ограниченные удары и по самой Армении.

Тем не менее, такой поворот событий ставит Кремль в очень неудобное положение.

До настоящего времени многие успехи России во внешней политике были следствием того, что Путин умело использовал нестабильность за рубежом к выгоде для Москвы. В 2014 году Россия воспользовалась волнениями на востоке Украины и аннексировала Крымский полуостров. В последнее время она использует конфликты на Ближнем Востоке для расширения своего присутствия в Сирии и Ливии, а также пытается вмешиваться в американские выборы, снова превращаясь в опасного соперника Вашингтона на мировой арене.

Но Москве все сложнее сохранять свою власть над частью бывших советских республик, что объясняется ее огромными размерами и большими затратами на поддержание российского военного присутствия в так называемом ближнем зарубежье. В предстоящем году Россия намерена выделить деньги на внутренние социальные программы, чтобы сдержать снижение уровня жизни и ослабить последствия от пандемии коронавируса. Для этого ей придется урезать расходы на свои дорогостоящие военные базы в Армении, Киргизии и Таджикистане.

«У России нет ни денег, ни военных возможностей для участия во всем», — сказал Максимилиан Хесс (Maximilian Hess), возглавляющий группу политических рисков в консалтинговой компании «Хоторн Эдвайзорс» (Hawthorne Advisors).

Это особенно наглядно проявляется в Центральной Азии, где китайский руководитель Си Цзиньпин углубляет дипломатические связи, обещает кредиты на десятки миллиардов долларов, наращивает энергетические инвестиции и даже начинает переговоры по вопросам безопасности с Туркменией, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.

«Как бы крепко ни жали друг другу руки перед камерами Путин и Си, они здесь конкуренты», — сказал в этом году бывший первый заместитель министра обороны Киргизии Мурат Бейшенов.

Более того, Москва прекрасно понимает, что поставлено на карту.

Она считала Украину краеугольным камнем интеграционных процессов между странами бывшего советского блока, но ее планы в 2014 году рухнули, когда пророссийский президент этой страны Виктор Янукович бежал оттуда из-за массовых протестов.

С тех пор Украина все больше разворачивается в сторону Запада, а Россия сосредоточила усилия на расширении связей с Белоруссией. Но и там недавно тоже начались протесты.

«Пока лучше подождать, — сказал Федор Лукьянов, возглавляющий кремлевский консультативный Совет по внешней и оборонной политике, — чтобы и белорусов тоже не настроить против нас».

Теперь у России может возникнуть необходимость в прямых переговорах с Турцией с целью урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном. По словам Хесса, Москва может попытаться добиться уступок от Анкары в Сирии и Ливии, где войска двух стран воюют за противоборствующие стороны.

Киргизия — это еще одна головная боль, причем весьма непредсказуемая. Россия поддерживала хорошие отношения со всеми политическими партиями в этой стране, а из-за преобладающих там антикитайских настроений киргизы считают Москву более надежным партнером.

Но давая в среду интервью государственному телевидению, Путин заявил, что его не может не беспокоить складывающаяся там ситуация, потому что из-за начавшихся после выборов уличных протестов с применением насилия президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков покинул президентский дворец. У России в Киргизии есть крупная авиабаза вблизи китайской границы, которая позволяет ей играть мускулами поблизости от своего самого крупного регионального соперника.

Москва очень внимательно относится к тому, как мировое сообщество оценивает степень ее влияния на бывшие советские республики. Если Кремль почувствует, что теряет рычаги воздействия на этот регион, он может ответить на это применением силы, сказал Хесс. «Если появится ощущение, что Россия действительно теряет власть, от нее можно ожидать очень мощной реакции».