Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): Америка должна сказать «нет» заморозке ядерных боеголовок, которую предлагает Россия

© Министерство обороны РФ / Перейти в фотобанкОкеанская многоцелевая система «Посейдон»
Океанская многоцелевая система «Посейдон»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Контроль над ядерными вооружениями стоит продолжать, если он служит интересам национальной безопасности США. Россия сейчас готова к заморозке ядерных вооружений потому, что уже завершила процесс их модернизации. А США только начинают этот процесс. Поэтому заморозка американских ядерных сил может привести к катастрофе.

По имеющимся сведениям, США и Россия близки к заключению соглашения по временной заморозке ядерных боеголовок обеих сторон. Страны собираются ещё на один год продлить договор СНВ-III, что может привести к ужасающим последствиям для американского ядерного сдерживания.

Ранее администрация Трампа отказалась от заключения такого соглашения, настаивая на том, что Китай также должен подписать этот договор. Однако в августе власти отозвали это требование, по-видимому, стараясь продлить договор до президентских выборов, запланированных на ноябрь. Соглашение, о котором идет речь, продлит действие договора СНВ-III ещё на год, затем предполагается заключить новый договор, который подпишет и Китай.

Раньше Россия сопротивлялась заморозке количества ядерного вооружения.

Согласно условиям договора СНВ-III, максимальное количество стратегических ракет и тяжелых бомбардировщиков — 800 единиц. Обе страны могут развернуть до 700 пусковых установок и до 1550 ядерных боеголовок.

После заключения этого договора в 2010 году Россия нарастила свои ядерные силы, а США, наоборот, уменьшили количество вооружения во всех перечисленных категориях.

Проблема в том, что в договоре есть несколько лазеек. К примеру, договор предполагает, что бомбардировщики несут только одну боеголовку, в то время как на самом деле они могут нести намного больше. По состоянию на 2019 год это позволяет России иметь в своих стратегических силах до 2690 развернутых ядерных боеголовок. Кроме того, во время проведения переговоров договор часто критиковали за его слабые механизмы контроля.

Также Россия разработала ряд стратегических «сверхоружий», которые не предусмотрены договором СНВ-III. Одно из них называется «Посейдон». Это беспилотник, который взорвет ядерное оружие у побережья противника и тем самым вызовет радиоактивное цунами.

Кроме того, договор не предусматривает ограничения тактического ядерного оружия, а у России в этой сфере преимущество в пропорции 10 к 1. Тактическое ядерное оружие — центральный элемент русской стратегии «обострять до деэскалации». Россия смогла бы вторгнуться в соседнюю страну (как русские и сделали с Украиной в 2014 году), используя тактическое ядерное оружие, которое может убить несколько тысяч человек.

В арсенале США и НАТО нет сопоставимого количества тактического оружия. В случае агрессии со стороны России придется либо использовать стратегическое оружие (и тем самым рисковать вызвать полномасштабную ядерную войну), либо принимать её требования. Причем второй вариант более вероятен, если Россия, продемонстрировав готовность использовать более мелкое тактическое ядерное оружие, будет угрожать применить сверхоружие.

В июне 2020 года Путин обнародовал российскую политику ядерного сдерживания, которая допускает ядерный ответ в случае нападения с применением обычных видов вооружений. С 2000 года все проводимые российские военные учения включают моделирование ситуации ограниченного ядерного удара. Путин неоднократно угрожал США и Европе ядерным оружием, в последний раз это было в феврале 2019 года.

Учитывая все недостатки договора СНВ-III, может показаться, что заморозка ядерного вооружения выгодна США, но это совсем не так.

Россия приступила к модернизации своих ядерных сил в 2006 году. В 2019 году генерал ВВС Джон Хайден (John Hyden) сообщил комитету Сената по вооруженным силам, что эта модернизация уже на 80% завершена, полное завершение ожидалось «в следующем году».

В свою очередь, США только начинают свой процесс ядерной модернизации, чего они не делали этого уже 40 лет. Американская инфраструктура производства ядерного оружия восходит к 50-м годам и ранее. За это время ядерными державами успели стать Северная Корея, Индия, Пакистан и Китай.

Ядерные подводные лодки были рассчитаны на 30 лет службы, потом этот срок увеличили до 40 лет. По мнению вице-адмирала Джонни Волфа (Johnny Wolfe), руководителя Программы военно-морских стратегических систем, эти подлодки «достигли своего предела». Ядерная триада «устаревает», считает Дэвид Трахтенберг (David Trachtenberg), заместитель заместителя министра по политическим вопросам в Пентагоне.

Россия готова к заморозке ядерных вооружение только потому, что уже завершила процесс модернизации. Заморозка американских ядерных сил в существующем виде может привести к катастрофе.

Даже временная заморозка сроком на один год окажет пагубное влияние, ведь в сентябре Министерство обороны предупредило комитет Сената по вооруженным силам, что ядерная модернизация переживает «переломный момент».

Последние переговоры по СНВ-III отразили советский подход к стратегическому использованию контроля над вооружениями. Когда США уходили вперед в развитии технологий, Советский союз становился агрессивным, и угрозами принуждал Запад к переговорам. Переговоры затягивались или заканчивались тем, что Запад сокращал свои силы. Когда СССР достигали нужного уровня технологического развития, разговоры прекращались, или СССР просто нарушал имеющееся соглашение.

Соглашаться на контроль над вооружениями нужно только тогда, когда он служит интересам национальной безопасности США. Пока Россия продолжает советскую традицию нарушать почти все имеющиеся договоры о контроле над вооружениями, это вряд ли произойдет. Ядерная заморозка — это не дипломатическая победа, она может стать смертным приговором ядерной триаде США.

Морган Виртлин — глава штаба Центра политики безопасности (Center for Security Policy) национального аналитического центра по вопросам национальной безопасности в Вашингтоне.