В 2020 году Китай поначалу неудачно отреагировал на угрозу со стороны covid-19. В результате это заболевание распространилось по всему миру, после чего был нанесен серьезный удар по экономикам многих стран, более 1,2 миллиона человек погибли, а имидж самого Китая серьезно пострадал. В 2021 году Китай планирует искупить свою вину за счет вакцинации значительной части глобального населения. Хотя Пекин сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны Соединенных Штатов и других западных стран в гонке за первенство в производстве первой вакцины, он готовится захватить лидерство в распространении этой вакцины в развивающемся мире — и получить от этого стратегическую выгоду.
Во всем мире в настоящее время 11 вакцин, предназначенных для борьбы с covid-19, проходят третью стадию испытаний, и это финальный этап перед одобрением регуляторов. Четыре из них китайские. Наиболее перспективная, разработанная расположенной в Ухане компанией «Синофарм» (Sinopharm), уже применяется для вакцинации людей, работающих на линии фронта борьбы с этим заболеванием в Объединенных Арабских Эмиратах. По мнению У Гуйчжэня (Wu Guizhen), главного эксперта в области биобезопасности Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний, разработанная компанией «Синофарм» вакцина готовится получить полное одобрение в этом или в следующем месяце.
Занимающие лидирующие положение американские вакцины, разработанные компаниями «Модерна» (Moderna) и «Пфайцер» (Pfizer), могут получить одобрение в то же время. Однако у администрации президента Трампа нет планов конкурировать с Китаем по дистрибуции вакцин в тех странах, где проживает половина человечества. Соединенные Штаты отказались участвовать в инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая предусматривает направление двух миллиардов доз вакцины в развивающиеся страны, население которых находится в зоне риска. Кроме того, Вашингтон не предоставил им финансовой помощи и не подписал соглашений о первоочередной поставке вакцины в эти страны, как это уже сделал Китай.
Подход Соединенных Штатов к разработке и распространению вакцины, как и во многих других областях в период правления нынешней администрации, определяется лозунгом «Америка прежде всего». Уступив область здравоохранения Китаю, Соединенные Штаты позволят Пекину восстановить себя не только в качестве глобального лидера в производстве вакцины и ее распространении, но и как спасителя развивающегося мира.
Гонка продолжается
Даже если Китай и победит в гонке вакцин, ее производители вряд ли будут участвовать в конкуренции на американском, европейском или японском рынках. Китайские производители вакцины столкнулись с серьезными сложностями при попытке преодолеть регуляторные барьеры, а это необходимо сделать для получения доступа на развитые западные рынки. Кроме того, частично благодаря пандемии коронавируса многие развитые западные страны пытаются «вернуть назад» в свои страны производство лекарственных препаратов, развернутое прежде в Китае. Большинство стран уже подписали колоссальные сделки по поставкам с крупнейшими западными производителями вакцины, включая такие как «Модерна», «Пфайцер», и «АстраЦенека» (AstraZeneca). Для страны с развитой экономикой цена вакцинирования всех граждан страны весьма незначительна в сравнении с ценой нового локдауна (по данным компании «Модерна», ее вакцина для одного человека будет стоить от 64 до 74 долларов, включая повторную инъекцию).
Однако обширные развивающиеся рынки в Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, где проживает половина населения Земли и где многие правительства вряд ли смогут позволить себе приобретение вакцины, китайские производители, судя по всему, будут доминировать. Китайские вакцины проходят третью стадию клинических испытаний в 18 странах, включая Аргентину, Бахрейн, Бангладеш, Бразилию, Египет, Индонезию, Марокко, Пакистан, Перу, Россию, Саудовскую Аравию, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. Потенциально это огромный рынок даже в том случае, если Пекин, в конечном итоге, субсидирует большую часть конечной цены этой вакцины.
На самом деле стратегия Пекина по дистрибуции антивирусной вакцины, скорее всего, в значительной мере зависит от субсидий. Председатель Китая Си Цзиньпин первым в мае намекнул на существование этой стратегии. Тогда он пообещал, что любая китайская вакцина против covid-19 будет «глобальным общественным достоянием». В соответствии с данным словом, председатель Си пообещал предоставить странам Латинской Америки и Карибского бассейна кредит в размере миллиарда долларов для получения доступа к китайским вакцинам.
В прошлом месяце Мексика подписала сделку о приобретении 70 миллионов доз с компанией «КанСино» (CanSino), еще одним китайским производителем вакцины, разработка которого в настоящее время проходит третью фазу испытаний. Китай планирует начать экспорт вакцины еще до того, как будут вакцинированы все жители самого Китая, и этот жест, несомненно, еще больше повысит репутацию Китая.
Китай будет использовать такого рода льготные сделки для укрепления партнерства с правительствами регионов, которые он считает важным в стратегическом отношении, речь идет о Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке и Карибском Бассейне. С 2013 года Китай таким же образом использует льготное финансирование для реализации инфраструктурных проектов в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь». Многие из этих проектов сели на мель в этом году, поскольку пандемия коронавируса и связанный с ней экономический кризис ограничили финансовые возможности участвующих в этом проекте стран. В 2021 году за счет переноса фокуса на проект «Шелковый путь здоровья» (Health Silk Road) Китай попытается сделать ребрендинг самого себя и стать технологическим лидером, а также покровителем глобального здоровья, отвергая таким образом обвинения Америки в том, что Пекин проводит агрессивную политику и является «хищным» заимодавцем.
К вопросу о цене
Даже субсидированная китайская вакцина будет стоить денег. Хотя Пекин вряд ли потребует конкретных политических уступок, он, как минимум, ожидает, что соответствующие страны будут заискивать перед ним и демонстрировать свою благодарность. Ранее, в период кризиса с covid-19, сербский президент Александр Вучич поцеловал китайский флаг после прибытия грузового самолета с медикаментами и оборудованием из Китая. Вскоре после этого перед зданием Национальной ассамблеи страны появился огромный плакат с надписью: «Спасибо тебе, Большой Брат Си!»
24 марта, когда количество смертей в неделю от covid-19 в Италии достигло пика, министр иностранных дел Италии Луиджи ди Майо выразил благодарность за предоставление китайских аппаратов ИВЛ и масок, что позволило не дать ситуации ухудшиться еще больше. «Те люди, которые подвергают насмешкам наше участие в инициативе „Один пояс, один путь", должны признать, что инвестирование в эту дружбу позволило нам спасти жизни людей», — сказал он. Когда Китай в следующем году начнет распространять свои вакцины, некоторые сцены из этого фильма могут повториться.
И не только национальные правительства будут готовы по достоинству оценить недавно появившуюся у Китая приверженность глобальному общественному здоровью. Международные институты будут хвалить Китай за его грандиозные обязательства, надеясь — и не без оснований — на то, что с помощью лести в адрес председателя Си они смогут подстегнуть его к еще большей активности. «Предложение председателя Си относительно „Шелкового пути здоровья", укрепляющего и обновляющего древние связи между культурами и народами, направлено на укрепление здоровья, и в этом на самом деле есть нечто провидческое», — отметил в своей речи в Пекине в 2017 году генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус. ВОЗ вряд ли изменит свой курс в том случае, если Трамп сократит финансирование этой организации и выйдет из нее в июле следующего года, как он обещал это сделать в случае своего переизбрания.
Хотя Китай первоначально заплатил дипломатическую цену за свою неспособность контролировать распространение нового коронавируса, он готов восстановить свою пошатнувшуюся репутацию, представив себя в качестве поставщика здоровья в развивающемся мире. Если Вашингтон продолжит отказываться от соперничества, он тем самым рискует не только проиграть в гонке вакцин. Он позволит Китаю получить престижный статус первоклассной технологической державы, стать ценным активом для большого количества потенциальных новых союзников и по праву претендовать на глобальное лидерство.
Эйк Фрейман — автор готовящейся к изданию книги «„Один пояс, один путь": китайская держава встречается с миром» (One Belt One Road: Chinese Power Meets the World).
Джастин Стеббинг — профессор кафедры онкологии Имперского колледжа Лондона (Imperial College London).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 3 Это надо же быть таким изворотливы, чтобы ни разу не назвать российские вакцины)). И "имперский" из названия института надо бы вычеркнуть, не по голове шапка)). Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 aiki70, ты видел эту вакцину? 
| 0 aiki70, эта статья - очередной вскрик из параллельной реальности 
| 1 "Эйк Фрейман — автор готовящейся к изданию книги «„Один пояс, один путь": китайская держава встречается с миром»" ------- Свою книжку рекламирует мистер Фрейман. 
| 0 "Эйк Фрейман" звучит как "Фейкман". 
| 0 Проходящий через десятки неустойчивых, нестабильных и враждебно настроенных стран Шелковый путь окажется по стоимости золотым. При этом большинство маршрутов огибает Россию. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| -36 Китай даёт кредиты другим странам на Шелковый путь, а не строит за свои деньги как многие думают. В итоге китайцы получают инфраструктуру для экспорта своих товаров или на случай войны и всё это за чужой счёт (ведь деньги китайцам вернут с процентами), а заодно закабаляют страны, которым эти кредиты потом отдавать. Китай одним выстрелом убивает сразу двух зайцев. 
| 0 Вышиватник, Предположу, вы далеки от логистики. С 1993 года существует транспортный коридор Трасека. Не скажу, что он прям идеальный, но вполне рабочий. По поводу России не всё так просто. Россия не спешит ложиться под китайский капитал, так как китайцы выдвигают весьма специфические условия при вложении денег. Если передать весь контроль Китаю, по типу того, как делают другие его партнёры, это фактически не получить ничего. Так например Китай проявляет повышенный интерес к севморпути, но Россия предпочитает всё держать под своим контролем и предлагает инвестировать кому угодно, но только не Китаю. Так например на Ямале частенько стали видеть арабов из ОАЭ. Вот и получается, что высокоскоростную железную дорогу между Москвой и Казанью, которую должны были строить китайцы, Россия решила строить самостоятельно. По ж/д через Казахстан и Россию грузооборот стабильно растёт от года к году. В рамках строительства автодороги закончено строительство участка от СПб до Москвы и центральной кольцевой автодороги в Московской области. Сейчас строиться участок Москва-Нижний Новгород - Казань. В ближайшее время начнётся строительство последнего участка до Оренбурга, а в Казахстане почти всё уже готово. 
| 0 panalgin,Председатель российского географического общества Шойгу заявил, что с 2024 г. Северный морской путь станет круглогодиным. 
| -1 Что бы не писали,но популяция китайцев говорит сама за себя,что эффект от смертной казни и 12ти часовом рабочем дне с 7 днями отпуска в году имеет свой плюс..но только для китайцев,у нас это не прокатит,работать ни кто не хочет.... 
| -1 Представттель государства-бандита опять всех учить пытается 
| -1 И что в ней ужасного?
Показать новые комментарии (0)aiki70
newuser2030
GreyCat
baikal2011
Serg.ham
Вышиватник
AlfaCentavra1
panalgin
Вышиватник
oTMorozko
Григорий s
aiki70
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)