Когда 29 сентября, будучи гостем на HTV, я говорил о геополитическом аспекте кризиса в Восточном Средиземноморье между Грецией и Турцией, я коротко остановился и на только начавшейся войне в Нагорном Карабахе в связи с заявлениями многих аналитиков. Они говорили, что этот конфликт может привести к неизбежному: Россия и Турция наконец-то схлестнутся в прямом противостоянии, поскольку Анкара открыто поддерживала Азербайджан, а Москва связана союзническими отношениями с Арменией, а значит, обязана ей помогать. Однако вопреки подобному мнению я тогда заявил нечто совершенно другое. На мой взгляд, Россия будет во многом попустительствовать Турции: и в том, что касается ее (турецких) интересов, и даже в «этих играх вокруг Кавказа». Я также сказал, что в результате этой войны к Азербайджану могут вернуться семь соседних с Нагорным Карабахом регионов.
И эта короткая (44 дня), но интенсивная и кровавая война (число жертв с обеих сторон, по оценкам, достигло около двух тысяч бойцов и мирных жителей), самая крупномасштабная с 90-х, именно этим и завершилась. Девятого ноября было подписано соглашение между Россией, Арменией и Азербайджаном. Однако сначала я напомню, что с формально-правовой точки зрения Нагорный Карабах — это азербайджанская территория, населенная преимущественно армянами, которые проживают там еще с V века. В начале 90-х они провозгласили свою независимую республику Нагорный Карабах, которую в мире никто не признал, в том числе сама Армения, хотя как таковую поддерживала ее на плаву до сих пор.
Подписанный лидерами трех государств (Владимиром Путиным, Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым) договор — не что иное, как полная военная победа Азербайджана и такое же полное поражение Армении. Говоря о военной победе Азербайджана, я не имею в виду еще и политическую победу, поскольку Нагорный Карабах все еще остается под властью армян, и вопрос о правовом статусе региона только предстоит решить. А на это могут уйти годы. На самом деле, судя по всему, сейчас все идет по тому же плану, который в 2011 году рассматривался в Казани. Тогда предполагался вывод армянских войск из семи оккупированных азербайджанских регионов вокруг Карабаха, который стал бы «буферной зоной» между двумя государствами. Но именно из-за этого Азербайджан не согласился на то предложение, так как не хотел и слушать о подобном статусе Карабаха. Но теперь в рамках нынешнего договора, который Баку называет большой победой, все этим и кончилось.
Однако на самом деле победа Азербайджана в том, что ему впервые (политическим решением, обусловленным военной победой) удалось вернуть семь оккупированных зон (оттуда постепенно уйдут армянские войска), а также южную часть самого Карабаха. Азербайджанцы смогли отвоевать территорию почти вплоть до региональной столицы — Степанакерта. Расскажу подробнее о деталях договора. По нему азербайджанская сторона сохраняет свои позиции в Нагорном Карабахе, достигнутые к моменту подписания документа (а это означает второй по величине город Шушу, имеющий большое культурно-историческое значения для азербайджанского народа и одновременно представляющий собой важную стратегическую точку ввиду расположения на возвышенности, откуда можно контролировать Степанакерт). Армения обязалась вернуть Азербайджану семь зон, которые окружают Нагорный Карабах. То есть карабахские армяне оставляют за собой столицу Степанакерт, к которой опасно приблизились азербайджанские войска. Зоны вокруг Карабаха будут постепенно переходить в руки Азербайджана. На первом этапе до 20 ноября перейдет Агдам (это уже сделано), Кельбаджар — до 15 ноября и Лачин — до первого декабря, за исключением коридора протяженностью пять километров (Степанакерт — Лачин), поскольку по нему проходит единственное шоссе, связывающее Нагорный Карабах с Арменией. В ближайшие пять лет этот коридор будут охранять российские военные, и около двух тысяч российских миротворцев рассредоточатся по территории Нагорного Карабаха, на линиях разграничения с азербайджанскими войсками. Миссия российских сил автоматически продлится через пять лет, если никто из подписантов не потребует пересмотра договоренностей. Азербайджан также получает открытый транзит в Нахичевань, регион, полностью отрезанный от остальной страны, через Южную Армению, и этот транспортный коридор также будут охранять российские миротворцы.
Итак, я описал реальное положение дел на местах и факты, связанные с достигнутыми договоренностями, а теперь займемся анализом и узнаем, что договор принес ключевым игрокам помимо самих армян и азербайджанцев.
Россия и Турция определяют архитектуру нового мира
В начале карабахского конфликта Россию удивило, насколько интенсивно Турция помогала Азербайджану во всех сферах: политической, дипломатической и военной. Потребовалось время, чтобы Москва определилась с конкретными шагами в подобных условиях, ориентируясь на два основных момента. Во-первых, ей нужно было сохранить хорошие отношения и с Турцией, и с Азербайджаном, а во-вторых, обеспечить достижение своих национальных интересов на Южном Кавказе, в традиционной сфере своего влияния. В итоге у Москвы все получилось, и я объясню почему.
Прежде всего, нужно сказать, что этот договор — продукт исключительно совместной работы России и Турции. Причем полностью был проигнорирован формат так называемой Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция и США), которая уже 30 лет занимается решением проблемы Нагорного Карабаха и оккупированных азербайджанских территорий. Однако за 30 лет группа так и не достигла прогресса. Таким образом, подлинные победители — это только Россия и Турция, которые совместными усилиями выкинули Запад (США и ЕС), не позволив ему, участвуя в процессах, укрепить свои позиции на очень важном с геостратегической точки зрения Южном Кавказе. Кроме того, «из игры» выбросили и Иран, который в ходе этой войны несколько раз предлагал свои мирные инициативы и «лез» в это пространство, где на протяжении истории (в качестве Персидской империи) вплоть до Первой мировой войны он пользовался большим влиянием. Теперь Иран хотел снова заявить о себе в рамках «трио» вместе с Россией и Турцией. Однако Тегеран, в отличие от Москвы и Анкары, уже давно лишился реальных инструментов влияния на Южном Кавказе. Россия и Турция это хорошо понимали и даже не собирались делить «пирог» на три части в условиях, когда можно разделить его пополам.
На самом деле Москва и Анкара продолжают вместе определять архитектуру будущего мира, тогда как Запад остается в целом статичен и действует исключительно на уровне политической риторики и пустых угроз о применении военной силы или введении экономических санкций, которые никогда ни к чему не приводили. Россия и Турция ловко воспользовались своеобразным вакуумом в американской государственной политике в поствыборный период и слабостью Дональда Трампа, которую он продемонстрировал во время карабахского конфликта, полностью погрузившись в свою предвыборную кампанию. Кроме того, ЕС уже из-за давно введенных антироссийских санкций сам себя парализовал, лишив всякой возможности политического сближения с Москвой и влияния на нее в решении карабахской проблемы так, как устраивало бы Брюссель. Теперь Евросоюз с беспокойством и даже ревностью наблюдает, как Турция, член НАТО, в отличие от когда-то прославленной и мощной Европы и ее богатых столиц, абсолютно свободно и открыто заигрывает и сотрудничает с Россией и вместе с ней решает геополитические проблемы с обоюдной пользой, оставляя все меньше места для интересов главных европейских сил.
Лучше всего это демонстрирует пример Франции, которая является членом упомянутой Минской группы ОБСЕ и которая, кроме политической риторики, никак иначе не может повлиять на события на Южном Кавказе. Географически Франция находится слишком далеко, чтобы идти на какие-то военные решения, а в экономическом плане слишком слаба и вообще мала для того, чтобы тягаться с крупными игроками в их традиционной сфере влияния. Париж всегда пользовался определенным влиянием на Ереван, поскольку во Франции проживает большая армянская диаспора, но в подобной геополитической борьбе это малозначащий и совершенно недостаточный «капитал». Кстати, это заметно и по соперничеству Парижа и Анкары в других регионах, прежде всего в Ливии и Сирии. Французскую несостоятельность доказало и собственно само армянское поражение в условиях, когда Россия с самого начала не хотела участвовать в этой бесполезной армянской войне, в которой Армения тонула, погружаясь все глубже и игнорируя требования Азербайджана прийти к новым договоренностям. Но для Баку просуществовавшая много лет замороженная армянская оккупация стала неприемлемой, и он не хотел «решений» по кипрской модели (то есть решений, отложенных на неопределенный срок).
Армянское правительство во главе с премьером Пашиняном совершенно неправильно оценило ситуацию еще в самом начале, хотя события развивались предсказуемо. Из-за наивности (или по какой-то другой причине, пока неясной) Пашинян явно думал, что в этот конфликт активно включится Запад (его идеал, ведь достаточно вспомнить, что около двух лет назад Пашинян пришел к власти после революции, и многие российские СМИ нередко отмечают, что ее координировал сам Сорос) и Россия (она же «должна» защитить своего военного союзника). Поэтому Пашинян рассчитывал на победу Армении в войне. Но можно себе представить, насколько он был неугоден Москве, зная тот факт, что Пашинян отправил за решетку бывшего армянского президента Роберта Кочаряна, личного друга Путина.
Из-за этой катастрофической ошибки армянского стратега в Ереване уже в ту же ночь, когда состоялось подписание договора, начались массовые протесты и насилие, которые продолжались несколько дней. Протестующие требовали отставки всего правительства, называли Пашиняна предателем, хотя он был просто вынужден подписать этот договор, чтобы спасти то, что еще можно было спасти. А счет шел на дни, а возможно и часы. Азербайджанские войска вошли бы в Степанакерт, и де-факто это означало бы полный разгром Нагорного Карабаха. Теперь армяне с удивлением — быть может упрощая, но с эмоциональной точки зрения понять их можно — боятся, что так же, как в Первую мировую войну, когда они подверглись геноциду и никто им не помог, Турция поступит с ними и теперь. А помочь им опять никто не сможет или не захочет.
Российский триумф
Главным победителем в этом конфликте (если исключить сам Азербайджан как непосредственно вовлеченную сторону) в геополитическом смысле стала, несомненно, Россия. Многие, кто ничего не смыслит в политике, удивлялись, почему Москва не хочет спасать Армению, хотя является ее военным союзником (даже если бы Россия захотела (а она не хотела), то не смогла бы помочь, так как на Армению никто не нападал, и Азербайджан проводил военную операцию внутри своих международно признанных границ; кроме того, Москва хотела сохранить очень хорошие политические и экономические отношения с Баку, которые старательно выстраивала многие годы). У России были другие планы, и, вероятно, она хотела наказать также самого Пашиняна за его прозападную ориентацию, которую он выбрал для Армении и которая теперь привела к полному провалу. Москва понимала, что делает. Продолжение военного конфликта в Карабахе, скорее всего, довело бы уже истощенных в военном отношении противников со слабыми экономиками (Азербайджан только начинает получать значительные дивиденды от экспорта нефти и газа, но в отличие от Баку сельские регионы страны все еще слабо развиты) до междоусобной войны. В ней уже не было бы победителя, а обе страны оказались бы разрушены и отброшены на 20 лет назад. И им все равно пришлось бы подписать мир. Россия это понимала, что подтверждается следующим фактом: уже в тот же день, когда стороны подписали договор, из России вылетели 20 транспортных самолетов Ил-76 с военнослужащими и военной техникой на борту. В общей сложности в рамках миссии планируется разместить две тысячи миротворцев, 90 бронетранспортеров и 380 единиц другой военной техники, помимо самолетов, вертолетов и дронов. Основной силой российского военного контингента будет 15-я мотострелковая бригада Центрального военного округа. Поскольку известно, что подготовка к отправке миротворческих сил в таком составе в горячие точки затягивается порой на несколько месяцев, ясно, что российское Министерство обороны уже давно готовилось к подобному сценарию.
Самое важное российское геостратегическое приобретение, полученное благодаря этому договору, — это вступление российских войск в Нагорный Карабах, где прежде их никогда не было. Иными словами, они появятся на территории Азербайджана, где отсутствовали со времен распада СССР, и их влияние только возрастет благодаря тому, что они будут контролировать два вышеупомянутых ключевых коридора (Лачинский между Арменией и Карабахом, через который проходит единственная дорога, соединяющая их, и коридор через Армению, по которому из Азербайджана можно добраться до отрезанного от него региона Нахичевань, куда до сих пор добраться можно было только в обход, через соседний Иран). Кроме того, Путин снова привязал «несчастного» Пашиняна крепко-накрепко к России, тем самым предотвратив вероятный опасный сценарий, то есть «бегство» Армении на Запад по белорусскому образцу (в Белоруссии история еще не закончилась).
Турецкий триумф
Хотя Турция не является непосредственным подписантом договора, ее победа заключается, прежде всего, в том, что после периода Османской империи она впервые физически вернулась на Южный Кавказ и поэтому ее влияние в регионе усилится еще больше.
Турция и Азербайджан празднуют великую победу в «30-летней войне», и на улицах их городов ликуют люди. Благодаря этому конфликту популярность Турции в Азербайджане, и без того высокая, взлетела на новый уровень. Атмосфера общего праздника в Турции и Азербайджане после этого договора напоминает так называемую крымскую весну 2014 года после присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации. Правда, теперь, можно сказать, речь идет о «карабахской осени». Эйфория, охватившая Турцию сразу после подписания договора, даже затмила празднование 82-й годовщины смерти Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя современного турецкого государства. На пьедестал величайшего турецкого государственника теперь, несомненно, взойдет Реджеп Тайип Эрдоган, чья многолетняя дипломатическая работа, направленная на решение карабахской проблемы, наконец принесла плоды. Сказано — сделано: Эрдоган опять orbi et urbi («всем и каждому») доказал свою геополитическую мудрость, сколько бы ее ни оспаривали. В карабахской войне, как и в Ливии и Сирии, Турция продемонстрировала силу своего оружия, политическую решительность и укрепила свой авторитет, доказав, что «никогда не бросает своих союзников» даже в таких сложных геополитических обстоятельствах, какие сложились на Южном Кавказе. На Нагорном Карабахе Анкара не остановится, как недавно откровенно заявил в своей торжественной речи Эрдоган. Проблема Карабаха в рамках турецких внешнеполитических амбиций решена, и Турция идет дальше. Куда — еще никто не знает. Вместе с тем Турции удалось сохранить с Россией хорошие отношения, у которых по-прежнему большие перспективы, несмотря на распространенное мнение о том, что их конфликт неизбежен. Подобные идеи бытуют и на Западе, и в турецких, и в российских аналитических кругах. Я с ними не согласен, и по крайней мере пока я прав.