Как и у многих других, у президента Путина 2020 год получился не совсем таким, на какой он надеялся.
Весной, когда Россия ввела строгий карантин, подкосив и без того проблемную экономику, его рейтинг поддержки упал до рекордно низкого уровня.
Из своего напоминающего бункер офиса (или, как говорят, из двух совершенно идентичных офисов, один — в Москве, другой — на берегу Черного моря) президент изо всех сил старался держать под контролем волнения по всему бывшему Советском Союзу.
С протестами в Белоруссии и Киргизии и войной Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха проблемы подобрались к самым границам России.
Путинская аура всемогущества ослабла, когда президенту Трампу отказали во втором сроке. Многие верят, что в 2016 году он пришел к власти не без помощи Кремля.
В довершение ко всему в прошлом месяце в прессе появилась информация, будто Владимир Путин страдает от болезни Паркинсона и семья призывает его уйти в отставку.
Ничего из этого не было заметно на его вчерашней большой пресс-конференции, которая проводилась в основном по видеосвязи. Вопреки сообщениям о проблемах Путина со здоровьем, которые Кремль опроверг, президент отвечал на вопросы журналистов четыре с половиной часа.
Он сосредоточился на светлой стороне «трудного» года. Да, экономика пострадала из-за пандемии, но не так сильно, как во многих западноевропейских странах. Да, система здравоохранения с трудом справлялась с ситуацией, но в других государствах было еще хуже.
Да, бедность усугубляется. Но все не так плохо, как 20 лет назад, когда Владимир Путин только пришел в Кремль.
После четырех лет на посту премьер-министра, когда Путин поработал над конституцией, в 2012 году он вернулся в президентское кресло. В этом году россияне сказали «да» конституционным изменениям, которые позволят ему остаться у власти до 2036 года, если он того пожелает.
«Для себя я еще не принял решение, пойду я в 2024 году на выборы или не пойду», — ответил Путин журналисту, который спросил, планирует ли он баллотироваться в 2024 году или изменил правила, просто чтобы не уходить принудительно.
«В моей семье главным тостом всегда является один, — сказал Владимир Путин насчет грядущего Нового года. — За Россию!»