Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва занимает жесткую позицию: конец идиллии в немецко-российских отношениях (Geopolitika.news, Хорватия)

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкНаземный стыковочный пункт газопровода «Северный поток — 2» в Любмине
Наземный стыковочный пункт газопровода «Северный поток — 2» в Любмине - ИноСМИ, 1920, 25.12.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ожесточенная борьба вокруг «Северного потока — 2» между двумя берегами Атлантики затронула важные для Германии и ЕС геополитические вопросы об отношениях с США и Россией и о цене этих отношений. Спорный газопровод все же будет завершен, считает автор. Все три ключевые стороны получат желаемое, согласившись на некоторые уступки.

Если ЕС и отказался от своего «права на роль одного из полюсов в многополярном мире», то еще вопрос, отказались ли от него полностью Германия и Франция, или в переговорах с Соединенными Штатами они будут настаивать на своих правах и «привилегиях», касающихся их интересов в отношениях с Россией, Китаем или какой-либо другой страной за пределами западного «лагеря».

Наконец мы дождались того, что на протяжении нескольких месяцев объявлялось (не)возможным из-за противодействия Соединенных Штатов Германии и ЕС в целом. Начались работы по завершению российского газопровода «Северный поток — 2», который по дну Балтийского моря свяжет российское и немецкое побережье двумя трубопроводами общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год параллельно с уже существующим газопроводом «Северный поток» (об этом чуть ниже в статье).

Ожесточенная политическая борьба, которая развернулась вокруг этого проекта (и продолжается) между двумя берегами Атлантики, затронула важные для Германии и ЕС вопросы, не только энергетические, но и геополитические. Самостоятельная энергетическая политика, как один из трех необходимых для геополитической независимости компонентов (помимо самостоятельной оборонной и экономической политики), может значительно приблизить Европейский Союз к его цели, провозглашаемой еще не так давно. Речь о достижении статуса мирового геополитического игрока, чье мнение и интересы будут учитывать другие ключевые игроки. Судя по всему, для этого Европейскому Союзу не хватает «только» оборонной автономии, то есть собственных вооруженных сил вне структур НАТО или параллельно с ними. Но при внутреннем переустройстве приемлемым для большинства членов Европейского Союза образом (сейчас между ними нет консенсуса, поэтому внешняя политика Брюсселя «парализована», и многие соседи Европейского Союза этим пользуются) данная цель вполне достижима, пусть сейчас она и выглядит весьма призрачной. Но давайте обо всем по порядку.

Конгресс ввел новые санкции против «Северного потока — 2»

На прошлой неделе две трети членов Палаты представителей американского Конгресса проголосовали за оборонный бюджет США на следующий финансовый год, и то же самое вскоре проделала верхняя палата — Сенат (теперь свою подпись под ним должен поставить президент Трамп, а учитывая, что бюджет поддержали более чем две трети членов, он не может его заблокировать, то есть наложить свое вето и вернуть на пересмотр).

Этот документ интересен нам по двум причинам.

Во-первых, в нем сформулированы и уже де-факто одобрены американские санкции против Турции, которая закупила российские зенитно-ракетные системы С-400, несмотря на сопротивление Соединенных Штатов и НАТО.

Во-вторых, американские законодатели включили в документ вариант строжайших санкций против всех участников проекта российского балтийского газопровода «Северный поток — 2» (рассматривался также вариант с более мягкими мерами).

Сейчас мы не будем говорить о санкциях против Турции и детально рассмотрим меры против газопровода, учитывая, что, как уже сказано ранее, они непосредственно касаются интересов Германии и Европейского Союза. Из-за этого между Брюсселем и Вашингтоном уже много лет царит напряженность и ведется острая полемика вокруг «за» и «против» «Северного потока — 2».

Странная «лазейка» в американском санкционном законе

Однако тут нужно отметить, что американские законодатели оставили Германии «лазейку» в своем новом законе о бюджете, дав возможность европейским компаниям защититься (а это было главным камнем преткновения между двумя конфликтующими сторонами). Итак, из статьи 1242 этого санкционного закона внезапно исчезли компании, которые оказывали услуги кораблям, участвующим в строительстве спорного газопровода (теперь речь идет исключительно о российских специализированных кораблях, так как в начале года итальянские и швейцарские корабли были отозваны в связи с американскими санкциями, введенными в декабре 2019 года). Из закона также исчезли упоминания о портах, которые оказывают логистическую поддержку строительству газопровода, и санкции, что самое важное, нельзя будет применить против государственных и локальных организаций и структур Норвегии, Швейцарии, Великобритании и любой страны Европейского Союза, в отличие от рыночных компаний.

А это и есть самое главное, ведь немцы уже придумали план, который недавно опубликовало немецкое издание «Бильд» (правда, потом его якобы отозвали). Речь идет о плане, родившемся в немецкой федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания и принятом для обхода американских санкций. Региональное правительство собирается создать Фонд климатических изменений и одновременно объявить «Северный поток — 2» важнейшим элементом защиты окружающей среды в Мекленбурге-Передней Померании, тем самым максимально облегчив завершение газопровода. Суть этой идеи в том, что упомянутый фонд должен основать компанию, чья продукция и услуги использовались бы исключительно для завершения газопровода. Так немецкие компании смогут оказывать свои услуги «Северному потоку — 2» через фонд и его компанию. С технической точки зрения немецкие и европейские фирмы не будут контактировать с оператором проекта «Северный поток — 2» и таким образом сумеют избежать американских санкций.

Благодаря тому, что США оставили эту «лазейку», соответствующую немецким интересам, у Берлина теперь есть возможность создать фонд, который будет защищать европейские компании от американских санкций.

О том, что ситуация будет развиваться именно в этом направлении, говорит и следующая новость.

Начались заключительные работы на строительстве «Северного потока — 2»

11 декабря, всего через два дня после принятия означенного американского санкционного закона и после почти годового простоя, продолжились заключительные работы на строительстве газопровода «Северный поток 2- ». Об этом сообщила компания-оператор Nord Stream 2 AG, подчеркнув, что все работы проводятся в полном соответствии с прежде полученными разрешениями немецкого энергетического регулятора — BSH. Российский специализированный корабль «Фортуна» начал прокладку труб на незавершенном участке в немецких водах Балтийского моря. На дно моря на глубине 30 метров он уложит две ветки длиной 2,6 километра.

После завершения последнего короткого немецкого отрезка останется еще довести до конца ту часть, которая пролегает через датские воды. Ее протяженность составляет 80 километров (две ветки), и на работы там местный энергетический регулятор DEA тоже уже дал разрешение. Датчане утверждают, что компания Nord Stream 2 AG все еще представила новый план продолжения работ, и ясно, что российский Газпром и его европейские партнеры (Shell, Wintershal, Uniper, OMV и Engie) ждут формального завершения этой (гео)политической «саги» с участием Берлина и Вашингтона. Тем не менее недавняя новость дает определенную надежду на завершение проекта. Но уже на следующий день, 12 декабря, из США пришло совершенно противоположное заявление. Как передает немецкое агентство DPA, анонимный высокопоставленный представитель американской администрации заявил, что «Северный поток — 2» «никогда не будет завершен». У России, по его словам, нет шансов на завершение этого газопровода, он никогда не будет завершен и никогда не будет снабжать Европу российским газом. «Если бы „Северный поток — 2" можно было закончить, это уже давно сделали бы», — сказал неназванный представитель Белого дома. То же говорит и сенатор Тед Круз.

Но если последовать той же логике анонимного американского руководителя, развернув все с точностью до наоборот, то можно сказать: «Если бы немецкое правительство хотело отказаться от этого проекта, то уже давно это сделало бы». Конечно, когда речь идет о подобных вещах, особенно если в них вовлечен Вашингтон, всегда нужно воздерживаться от вынесения окончательных оценок.

Американцы ничего не дают зря

Однако упомянутая «лазейка» вкралась в американский закон, конечно, не случайно. Это результат возможного компромисса, который мог бы дорого обойтись Германии и Евросоюзу в среднесрочной перспективе, то есть мог бы лишить их описанной мечты о геополитической автономии (самостоятельности) и вернуть в суровую реальность. Они могут впасть в полную внешнеполитическую и оборонную зависимость от США. Ведь избранный президент Джо Байден хочет «сладкими речами» вернуть Европейский Союз в американские объятия после того, как Трамп своей «слоновьей дипломатией» разрушил большинство мостов, на которых базировалось трансатлантическое союзничество и одним из которых, несомненно, было взаимное доверие. Однако давление на Евросоюз со стороны Трампа значительно «смягчило» жесткую европейскую позицию во многих внешнеполитических вопросах настолько, что ЕС для Байдена теперь будет «легкой добычей» (если не считать нескольких стратегических вопросов, вокруг которых еще возможна некоторая напряженность). Байдену просто нужно закрепить эту тенденцию «мягкой дипломатией», и тогда он вернет «отвергнутый» и «заигравшийся» ЕС туда, где, по мнению Вашингтона, ему и место — в крепкие американские объятия. После Трампа «вежливая политическая риторика» Байдена будет «музыкой для ушей» многих евросоюзных политиков. Но чтобы все так и было, Байдену необходимо придумать, как не навредить немецким и европейским стратегическим интересам санкциями (и один из вариантов — закон, недавно принятый Конгрессом). Ведь санкции против них только продолжили бы политический путь Трампа в отношениях с Европейским Союзом, а для Байдена это настоящее «святотатство» и, что еще важнее, эффект от этого был бы таким же, как и прежде, то есть нулевым! С союзниками нельзя общаться на языке угроз и санкций, или по крайней мере это нельзя делать так откровенно, как Трамп. Иными словами, упомянутая «лазейка в законе», возможно, стала намеренным спасительным выходом для Байдена и американских интересов в ЕС в условиях, когда необходим компромисс, то есть уступки с обеих сторон, так как в этой «игре» с большими ставками никто не должен выглядеть проигравшим.

А Германия смягчилась сразу после того, как стало окончательно понятно, что Байден — будущий глава самой мощной страны мира.

Часть немецкой элиты, традиционно ориентированная на американских демократов, с нетерпением ждала победы Байдена, как и, что вполне логично, военная элита из Бундесвера. Однако другая часть немецкой элиты (в первую очередь, предпринимательская из кругов промышленного бизнеса) продолжает придерживаться пророссийской позиции, из-за чего немецкая элита сейчас расколота как никогда прежде. Но о том, что официальный Берлин все же развернется в сторону Запада и вернется в крепкие американские объятия, свидетельствует недавняя «присяга на верность» США немецкого министра обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Я имею в виду эпизод, когда она возразила против заявления французского президента Эммануэля Макрона о том, что Европейскому Союзу нужно собственное оборонное ядро, а также предпосылки для собственной геополитической автономии (об этом в последние недели говорил и верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель). После такого заявления немецкого министра внезапно резко обострилась риторика между Берлином и Москвой, и в МИД РФ даже назвали Аннегрет Крамп-Карренбауэр «инфантильной и «забывчивой», намекая на события Второй мировой войны.

Путин занимает жесткую позицию в отношении Германии

Российско-немецкие отношения в последние месяцы постоянно ухудшаются, и особенно заметно это стало после скандала вокруг Навального и победы Байдена на американских выборах. Сам факт того, что Путин и Меркель, которые в прошлом встречались традиционно часто, не общались лично уже год (коронавирусный кризис тут не при чем), говорит о многом. Путин меняет политику, понимая, что эра «фрау Меркель» закончилась, и что через девять месяцев у Германии будет новое правительство. Независимо от того, кто встанет во главе него, Путин сейчас дает понять, что больше не будет ждать никаких привилегий и дружественных шагов со стороны Германии (и ЕС) в обмен на терпеливое отношение России к важнейшим для нее геополитическим вопросам. Речь идет, прежде всего, о регионах по соседству с Россией, и это лучше всего подтверждают российские решения насчет Белоруссии и Нагорного Карабаха, где Москва решила проблему вместе с Анкарой, полностью проигнорировав интересы Запада, прежде всего Франции и США, которые остались просто «за бортом». О том, что Россия готова на все, говорит и визит, который на прошлой неделе нанес председатель немецкой оппозиционной ультраправой партии «Альтернатива для Германии» Тино Хрупалла (по приглашению РФ!). В Москве он побеседовал с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Стоит напомнить, что федеральное правительство в Берлине, образованное в основном коалицией ХДС и СДПГ, всеми силами и всеми способами борется с партией «Альтернатива для Германии» (от намерения запретить ее отказались только недавно из-за резкого роста ее популярности за очень короткий срок после основания, а кроме того, эта почти антисистемная партия сейчас является самой сильной немецкой подлинно оппозиционной партией вообще). Таким образом, «послание» Москвы Берлину более чем понятно.

Идиллия в двусторонних отношениях закончилась, и это также подтверждают слова Сергея Лаврова, сказанные им на прошлой неделе во время заседания Российского совета по международным делам. Лавров сказал, что Германия, в отличие от Франции, совершенно лишена независимости в геополитике, но при этом все равно называет себя лидером ЕС. При этом, по словам Лаврова, и сам Европейский Союз превратился в один из американских инструментов. Особенно резко прозвучало следующее его заявление:

«Судя по всему, Евросоюз отказался от притязаний на роль одного из полюсов в объективно формирующейся многополярной системе и полностью ориентируется на США. (…) У французов несколько иная позиция. Доминирующей представляется тенденция на отказ Евросоюза от амбиций на „полюс" в многополярном мироустройстве».

Получается, вот та цена, которую Германия и ЕС должны заплатить США и о которой я писал в начале статьи. Если ЕС и отказался от своего «права на роль одного из полюсов в многополярном мире», то еще вопрос, отказались ли от него полностью Германия и Франция, или в переговорах с Соединенными Штатами они будут настаивать на своих правах и «привилегиях», касающихся их интересов в отношениях с Россией, Китаем или какой-либо другой страной за пределами западного «лагеря».

Именно это может выйти на первый план в случае реализации описанного сценария вокруг «Северного потока — 2». Если бы этот проект не соответствовал интересам Берлина, Германия давно от него отказалась бы, несмотря на огромные компенсации, которые ей пришлось бы выплатить Газпрому и его европейским партнерам, вложившим в проект более миллиарда евро. Деньги на компенсацию точно нашлись бы.

Заключение

Возьмусь утверждать, что вариант, при котором спорный газопровод все же будет завершен, самый логичный. Все три ключевые стороны получат желаемое, согласившись при этом на некоторые уступки. Россия, которая благодаря этому газопроводу сможет значительно увеличить экспорт газа в ЕС, уже и раньше приходилось соглашаться со значительными ограничениями Брюсселя, которые были связаны с так называемым третьим энергетическим пакетом ЕС и вредили россиянам. США получат обратно «отвергнутый» ЕС (для них это важнее всего), но откажутся от планов заменить российский газ собственным СПГ. Наконец, Германия давно решает проблему своей энергетической безопасности и создает стабильные условия для развития промышленности и конкурентоспособности своей экономики в мире.

Правда, окончательные выводы делать еще рано. Соединенные Штаты столкнулись с серьезными внутренними проблемами, которые им только предстоит решить и которые тоже потребуют массы компромиссов. При этом ни одна из противоборствующих сторон политического и идеологического спектра к компромиссам все еще не готова.