Министры иностранных дел Польши и Украины, Збигнев Рау (Zbigniew Rau) и Дмитрий Кулеба, опубликовали статью в издании «Политико», название которой («„Северный поток — 2" уже нанес Западу достаточно большой ущерб, пришло время поставить на нем крест») недвусмысленно демонстрирует основную мысль этого выступления. Она важна также с точки зрения польских интересов и, возможно, служит свидетельством переоценки ценностей на Украине.

В течение долгого периода после 2014 года, в особенности при Петре Порошенко, украинские элиты были убеждены в том, что конфликтующая с европейским мейнстримом Польша под управлением правых сил мало что может сделать для Киева, а поэтому следует сосредоточиться на отношениях с Берлином и Парижем. Сейчас этот подход, судя по всему, решили пересмотреть, свою роль сыграли в первую очередь упорство Германии в теме «Северного потока — 2» и заигрывания Франции с Россией. Смена ориентиров видна в упомянутой выше статье, включающей в себя обращение к президенту Джо Байдену с призывом использовать все имеющиеся в его распоряжении средства и заблокировать газопровод. Роль американской администрации в этом деле министры называют «критически важной».

Интересным образом в публикации характеризуется политика Германии. После стандартных благодарностей за усилия Берлина в сфере сдерживания российской агрессии на востоке Украины и помощь Киеву в проведении реформ звучит следующая фраза: «Мы уважаем право Германии выражать ее точку зрения относительно газопровода. Однако мы твердо убеждены в том, что подобные проекты нельзя рассматривать узко, через призму двусторонних отношений. Их необходимо рассматривать в более широком плане, с точки зрения интересов и безопасности Европы в целом».

Подчеркивание главами МИД Польши и Украины значения «Северного потока — 2» в контексте безопасности проистекает, по всей видимости, из приобретающего все более широкое распространение убеждения в том, что упорное стремление Москвы и Берлина достроить газопровод продиктовано желанием создать нечто вроде российско-немецкого протектората в нашей части Европы. Указание на то, что Россия и Германия, игнорируя мнение государств региона, не обсуждая с ними свою позицию, способны претворить в жизнь даже самый спорный проект, демонстрирует истинную суть взаимных отношений, которая зачастую скрывается за фасадом из красивых слов. Так устроена политика, и хорошо, что в Варшаве и Киеве наконец начинают понимать, насколько значительной силой в регионе могут стать наши страны, если они начнут вести сотрудничество и объединят потенциал двух народов. В целом — это почти 80 миллионов человек, ВВП на уровне, например, Турции, а также самые большие в Европе возможности роста. Если следовать этой логике далее, следует признать, что положение дел на Украине входит в сферу наших интересов. Польская политика должна исходить из идеи, что Варшава только выиграет от успехов соседа. Разумеется, ей нужно не стоять в стороне и пассивно наблюдать за развитием событий, а принимать деятельное участие в жизни соседней страны и процессе происходящих там перемен.

Чтобы не вдаваться в теоретические размышления на тему того, в чем могло бы заключаться наше участие в украинских делах, сосредоточимся на одной, чрезвычайно важной сфере, которая, как кажется, остается за пределами поля наших интересов. Речь о борьбе с пандемией коронавируса, а точнее, о прививочной кампании.

Польша вполне заслуженно гордится тем, что входит в число европейских лидеров по темпу вакцинации населения. При этом мы не можем игнорировать тот факт, что Украина вакцинацию еще не начинала и даже не получила пока вакцин. Первая партия вакцин «АстраЗенека» (500 тысяч доз), возможно, уже сейчас прибыла из Индии в Киев, однако, уверенности нет ни в чем: президент Зеленский официально объявил, что прививочная кампания стартует 15 февраля, но этого не произошло.

В начале февраля премьер-министр Денис Шмыгаль говорил на пресс-конференции, что в этом году Украина, по всей видимости, сможет получить 15 миллионов доз вакцин, это значит, что привить ей удастся примерно 7,5 миллионов человек. В стране с населением в 40 миллионов такая перспектива выглядит не слишком воодушевляющей, тем более что в высказываниях представителей властей появился другой тревожный мотив: возможность запуска вакцинации на коммерческой основе. Если такие идеи захотят претворить в жизнь, политический кризис окажется неизбежным. Впрочем, мы уже наблюдаем прививочный кризис.

В тот же день, когда должна была начаться, но не началась вакцинация, под давлением администрации Зеленского был зарегистрирован законопроект, который позволит отправить в отставку главу Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника. Причиной такого решения, как сообщается, послужило инициированное подчиняющимися ему структурами расследование причин провала государственной программы по закупке вакцин от коронавируса. Попытка вмешаться в кадровую политику НАБУ, пожалуй, единственной украинской официальной структуры, которая пользуется на Западе хорошей репутацией, спровоцировала кризис в переговорах с миссией МВФ на тему очередного пакета финансовой помощи. Они завершились провалом и, скорее всего, как говорят украинские экономисты, возобновятся не раньше осени. Все это происходит на фоне обостряющейся ситуации в Донбассе. И в России, и на Украине все чаще звучат мнения, что возобновление военных действий неизбежно. Иными словами, на Украине начинается сложный период. Рейтинг Зеленского и его партии стремительно снижается, страну раздирают политические споры и конфликты, а, что еще хуже, она не справилась с пандемией ни на одном из направлений (от политики локдаунов и подготовки системы здравоохранения к борьбе с тяжелыми формами протекания заболевания до программы вакцинации). Экономика, как ни удивительно, на этом фоне выглядит не так плохо, а последствия прошлогоднего падения в этом году, скорее всего, удастся сгладить, если на Украине не распространятся новые штаммы вируса и удастся провести прививочную кампанию. Украинские санитарные службы, однако, не располагают сейчас ни единой лабораторией, в которой можно было бы изучать мутации. Это склоняет предположить, что очередную волну заражений остановить, вероятно, не удастся.

Президент Эммануэль Макрон, в своем недавнем выступлении в Мюнхене, а также в появившемся позднее интервью газете «Файнэншл Таймс» призвал членов Европейского союза и шире — Запад поделиться своими вакцинами от коронавируса с более бедными странами. Французский политик по очевидным причинам, ведь таков вектор интересов его страны, говорил об Африке, однако, то же самое касается Украины, поддержка которой в этой сфере должна стать главной задачей Польши. Макрон совершенно прав, говоря, что если коллективный Запад не начнет уже сейчас заниматься собственной прививочной дипломатией, ориентированной на государства с меньшими возможностями, то возникнет лакуна, которую заполнят другие, в первую очередь Россия и Китай. Для Украины такое утверждение тем более справедливо.

Игнорирование этой проблемы было бы не только близорукой, но и вредящей нашим интересам стратегией. Дело не только в том, что миллионы граждан соседней страны приезжают в Польшу работать, хотя это тоже важно, но и в том, что провал прививочной кампании на Украине ослабляет действующее правительство, дестабилизирует внутреннюю ситуацию и подстегивает Россию воспользоваться открывающимися возможностями. Если мы хотим вести эффективную политику сдерживания имперских аппетитов Москвы, нам нужно уже сейчас начать высылать украинцам вакцины, стремиться к выработке Евросоюзом реалистичной программы поставок и сформировать региональную группу поддержки Киева. Друзья, как известно, познаются в беде, и сегодня именно в таком положении оказалась Украина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.