Особую озабоченность вызывают «шотландские» операции России, проводимые в целях сбора информации о базе атомных подводных лодок Фаслейн, а также в поддержку независимости Шотландии. Правительство объявило о планах направить в Глазго 1 500 государственных служащих в рамках своего обязательства «привести к одному уровню» возможности трудоустройства по всей Британии и укрепить союз. Однако из 500 переезжающих в Ист-Килбрайд сотрудников Министерства иностранных дел и международного развития каждый пятый является разведчиком, состоящим на службе в МИ6 (служба внешней разведки Великобритании).
Недавно был опубликован Комплексный обзор, в котором Россия названа «самой серьезной угрозой для нашего общества», а Китай «величайшей государственной угрозой».
Важным событием стало создание штаба национальных кибернетических сил, в задачу которого входит обеспечить Британии новые возможности для проведения точечных наступательных киберопераций против террористов, враждебных государств и преступных банд.
Штаб будет находиться на севере Англии. Он станет одним из узлов «киберкоридора», куда войдет новый объект Национального центра кибербезопасности в Манчестере, база Штаба правительственной связи в Скарборо и отделение в Глазго.
В докладе на 100 страниц под заголовком «Глобальная Британия в эпоху конкуренции» говорится о том, что в национальные кибернетические силы войдут киберэксперты из ШПС и вооруженных сил, а также специалисты из военной научно-технической лаборатории в Портон-Дауне и офицеры, прикомандированные к службе внешней разведки. Все они «впервые будут объединены под одним командованием».
Этим решением также официально утверждена программа обменов с разведывательными ведомствами Австралии и Новой Зеландии. По одному офицеру из австралийской секретной разведывательной службы и из службы безопасности и разведки Новой Зеландии разместят в специально построенных для этой цели помещениях.
По словам источников, это сделано в рамках поддержки «индо-тихоокеанского уклона» правительства.
Но гораздо большую обеспокоенность вызывает активность русских в Шотландии.
В Комплексном обзоре объявлено об увеличении числа ядерных боеголовок со 180 до 260, что вызовет повышенный интерес российской разведки к военно-морской базе Клайд, которую часто называют Фаслейн. Там базируются британские атомные подводные лодки.
«Решение перебросить офицеров службы внешней разведки в Шотландию вполне логично», — заявил научный сотрудник Общества Генри Джексона Дэнни Стид (Danny Steed), занимающийся вопросами кибербезопасности и разведки.
«Русские издавна пытаются вербовать агентов в Шотландии, потому что там базируются силы ядерного сдерживания. Фаслейн находится всего в 80 километрах от Глазго, и занимает важное место в списке разведывательных целей русских».
По его словам, Россия активно использует агентов в Шотландии для ведения агентурной разведки, а в последнее время начала интенсивную разработку в социальных сетях.
«Например, российские спецслужбы влюблены в Linkedin. В 21 веке это путь наименьшего сопротивления, когда надо выявить потенциального агента и начать его разработку. Российские разведчики изучают возможности, отбирают перспективных кандидатов из числа живущих в Глазго и вокруг него, и работающих в наукоемких отраслях и университетах. Они привлекают даже студентов».
«Эти операции затем продолжают находящиеся на местах разведчики, которые вербуют людей и руководят их работой, используя порой такие традиционные приемы как шантаж».
«Именно на этом сосредоточит свое внимание МИ6».
Но эксперт по России Джейд Макглинн (Jade McGlynn), также работающая в Обществе Генри Джексона, отмечает, что шотландский национализм важен для Кремля не меньше.
В этом месяце было заблокировано 25 аккаунтов в Твиттере, связанных с Кремлем и Ираном, которые размещали и делали ретвиты материалов за независимость Шотландии и по другим шотландским проблемам.
«Главная угроза со стороны России сегодня связана с нашим союзом. Не потому что наши силы ядерного сдерживания менее важны, а потому что мы лучше их защищаем», — сказала доктор Макглинн.
«Мы знаем, что Россия разрабатывает операции по оказанию влияния и по дезинформации, которые усиливают уже существующую поляризацию».
«Они используют параллельные методы. Мы видим, что фабрики троллей и боты по-прежнему работают на полную мощь, но мы также видим, что они используют учреждения культуры».
О деятельности русских в Шотландии хорошо известно. Она усилилась после того, как 10 лет назад там пришла к власти Шотландская национальная партия, стоящая на позициях социал-демократии и выступающая против консерваторов.
Примером является создание культурных центров фонда «Русский мир», которые бросают вызов западным взглядам и отстаивают позиции России в международных вопросах.
В период с 2010 до конца 2017 года Центр российских исследований при Эдинбургском университете получил от российского государства 253 939 фунтов стерлингов. Университет Глазго также получал финансирование от кремлевского ведомства культурных взаимоотношений «Россотрудничество».
В 2016 году российское информационное агентство Sputnik, поддерживающее независимость Шотландии, открыло в Эдинбурге свою новую штаб-квартиру.
«Россия хочет использовать разногласия, чтобы ослабить Британию. Мы знаем, что она применяет разнообразные средства из арсенала гибридной войны, эксплуатируя существующие разногласия, усиливая их и создавая новые, — добавила доктор Макглинн. — Ее цель проста: ослабить Британию и лишить ее возможности противостоять Москве вместе с союзниками».