Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Independent (Великобритания): в отношении Великобритании к России и Китаю до сих пор сохраняются вопиющие двойные стандарты

Правительству следует рассмотреть возможность переоценки своих оборонных планов, общая встревоженность китайским вопросом может быть беспроигрышной для Великобритании и России, пишет Мэри Дежевски

© AP Photo / Chris Jackson/Pool Photo via APПредседатель КНР Си Цзиньпин и королева Елизавета II во время встречи в Лондоне
Председатель КНР Си Цзиньпин и королева Елизавета II во время встречи в Лондоне - ИноСМИ, 1920, 29.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор не понимает, зачем Великобритания пытается проецировать остатки своего могущества за пределы Европы. Постоянные претензии на роль глобального лидера, для которой Великобритании не хватает ни ресурсов, ни квалификации, несмотря на весь пафос, со временем оборачиваются пораженчеством и истощением.

За последние пару недель, пока большинство «нормальных» людей обсуждало график вакцинаций, и когда им будут разрешены встречи с более чем одним домовладением или даже поездки за границу, зарубежные политологи и эксперты погрузились в обсуждение Сводного отчета правительства Великобритании и прилагающихся к нему Документов военного командования.

Многие рассчитывали именно здесь обнаружить план Глобальной Британии — того как нынешнее правительство видит место Великобритании в мире после того, как мы вывели свои институциональные рамки за пределы Европейского союза. И эти надежды отчасти оправдались.

Вместе оба документа представляются более реалистичными в том плане, что в них содержится меньше идеологии и больше скромности и духа сотрудничества, вопреки ожиданиям они далеко не столь высокопарны и напыщенны в духе «Правь, Британия», — или как (умышленно) предполагали некоторые прогрессисты. И слава богу — хотя бы за это. Постоянные претензии на роль глобального лидера, для которой Великобритании не хватает ни ресурсов, ни квалификации, несмотря на весь пафос, со временем оборачиваются пораженчеством и истощением. Возможно ли, что наша страна наконец начинает — опытным путем, если наше предположение верно, — смиряться с ограничениями нашей не слишком большой территории на северо-западном краю Европы и вести себя соответственно?

В общем, да — и нет. На первый взгляд, в обзоре увековечивается одно крупное противоречие в великодержавных отношениях Великобритании. До сих пор сохраняются вопиющие двойные стандарты в том, как Великобритания относится к нашему ближайшему крупному соседу, России, и в том, как она относится к более далекой, намного более крупной восходящей державе, Китаю.

Россия, сообщается в начале доклада, «будет представлять самую острую угрозу для Великобритании». Она будет предпринимать «более активные меры в отношении европейских соседей» (и не в хорошем смысле, как может предположить читатель). Имеется непременная отсылка на «нападение в Солсбери», а также обещание «активно сдерживать любые угрозы, исходящие из России, и защищаться от них», а также «призывать Россию к ответственности» за нарушение «внутренних правил и норм». Все это, по меньшей мере до тех пор, «пока наши отношения с ее правительством не улучшатся» — словно это зависит всецело от России.

После публикации обзора российское посольство в Лондоне продемонстрировало редкий намек на юмор, написав в Твиттере: «Добро пожаловать в клуб, ЕС!» в ответ на заголовок газеты «Дейли Телеграф» (Daily Telegraph), где сообщалось: «Если ЕС продолжает действовать как враждебное государство, Великобритания должна относиться к нему как к таковому». С позиций России, в исключительно негативном ее изображении со стороны Великобритании есть что-то бездумное и догматическое, настолько что Москва предпочитает скрежетать зубами и просто ждать, пока все это не закончится.

В то же время, пока Великобритания обрушивалась с критикой на Россию, коммунистическому Китаю удалось правдами и неправдами, причем удивительно небольшими усилиями, добиться позиции, где он потенциально способен одним ударом подорвать работу значительной части наших телекоммуникационных сетей и атомной энергетики. Нельзя сказать, чтобы это нашло предметное отображение в Сводном отчете. К удивлению и разочарованию некоторых из числа тех, кто ожидал появления более жесткой линии в отношении Китая, позиция в вопросе Пекина выражена в отчетливо умеренном тоне.

«Открытые торговые экономики, такие как Великобритания, должны будут взаимодействовать с Китаем, сохраняя открытость для торговли с Китаем и китайских инвестиций», при этом они будут защищать себя «от деятельности, имеющей негативные последствия для благосостояния и безопасности страны». «Взаимодействие с Китаем» будет «ключевым при решении транснациональных вопросов, в частности, в отношении климатических изменений».

Итак, перед нами выкристаллизовывается ситуация, превалировавшая в значительной мере в последние 20 лет: Лондон расценивает Россию как империю зла, а ее руководителя — как нечто среднее между Иваном Грозным и Сталиным, в то время как к Китаю относятся как к сформировавшемуся государству, с которым можно вести дела и чьи автократические методы удивительным образом считаются допустимыми в той степени, в какой они неприемлемы, если речь идет о России. Оправдание состоит в том, что Россия как член Совета Европы должна разделять «наши» ценности в соответствии с данными ею обязательствами. А мы, несколько нерешительно, в ответ на репрессии в отношении уйгуров в Синьцзяне лишь ограничили горстку китайских чиновников в праве на использование банковских счетов и путешествия, но, разумеется, это еще далеко не все.

Для этих различий в отношении имеются свои причины, или, точнее, одна большая причина, состоящая в том, что Китай — очень крупная и развивающаяся держава, пусть и не в столь стремительных темпах, как некогда, столкнувшаяся при этом с демографической проблемой; Россия же расценивается как враждебный наследник некогда могущественного Советского Союза, ослабленный малочисленным и убывающим населением, разбросанным по огромным и неуправляемым просторам. Иными словами, с Россией можно держаться сколь угодно грубо и пренебрежительно, потому что ее потенциал в области потенциального нанесения нам ущерба ограничен, в то время как с Китаем, скажем, необходимо соблюдать осторожность и попытаться сохранить открытыми морские пути, при этом мы признаем, что, вероятно, можем отстаивать право Гонконга на его собственный строй более эффективно и прогрессивно, эвакуировав половину его населения самолетами, а не провоцируя противостояние с Пекином.

Вот в чем состоит смысл послания о «Глобальной Британии» в Сводном отчете. Я все же не уверена, что этим послание относительно Китая и России ограничивается. И не уверена я в этом потому, что демонизация России имеет свои пределы, и здесь остается возможность для перемен. С другой же стороны, эволюция Китая — это не просто масштабная тема, его присутствие пронизывает весь документ.

Даже там, где Китай не называется конкретно, он все равно присутствует в документе как невыраженная причина практически всего — от «крена к Индо-Тихоокеанскому региону» (этот термин, кстати, непременно будет датирован текущим десятилетием, когда никто не говорил по-настоящему об объединении всех против Китая) до упора на морское могущество, науку, технологию и киберразработки, а также до соперничества и даже военных действий в других областях. О Китае говорится с настороженностью, как о предполагаемой будущая мировая держава, Россия же, напротив, расценивается как региональное и, быть может, временное неудобство.

Это наталкивает меня на мысль о том времени, быть может спустя лет десять, когда интересы Глобальной Британии и окружающего нас региона, будут представляться несколько иными по сравнению с нынешним положением дел. Для начала источник опасений (с позиций Запада), то есть Владимир Путин, уже, вероятно, не будет находиться у власти. И, хотя Россия необязательно станет более «подобной нам», то ее собственные интересы и безопасность всегда будут стоять на первом месте, как понимал Трамп, по сути своей воплощенный реалист, эти интересы имеют с нашими гораздо больше общего, в то время как призрак Китая будет выступать на горизонте — еще отчетливее, чем сегодня.

Да, Китай может взорваться изнутри под давлением собственной модернизации, но анархистский Китай способен создать даже большие проблемы в регионе и в мире, чем Китай, спокойно движущийся к завоеванию доминирующей роли в Азии. Одним из результатов, как мне видится, может стать то, что Великобритания и Европейский союз образуют вместе с Россией европейскую державу и евразийский массив суши. Будет ли к тому времени США считать себя в первую очередь Атлантической или Тихоокеанской державой, вопрос не столь важный; Европа на тот момент уже достигнет собственных договоренностей. Турция же к тому времени перестанет быть подручным военным партнером Запада. Ее позиция изменится (как мы уже наблюдаем), и она станет региональной державой, собственные интересы которой будут преобладать над интересами других.

В моей юности часто звучали вечные дискуссии о том, стоит ли Великобритании оставаться «на востоке Суэца». Тогда я не понимала, да и сейчас не понимаю, зачем Великобритании вообще пытаться проецировать остатки своего могущества за пределы Европы. Так называемый «крен в сторону Индо-Тихоокеанского региона», предположительно способный стать курсом нашей «глобальной» внешней политики, не вызывает у меня никакого энтузиазма. Если же, с другой стороны, общая встревоженность китайским вопросом приведет к новому соглашению между Россией и Европой, это представляется рациональным использованием сильных сторон всех партнеров. Выигрышная ситуация для всех, как недавно было сказано в другом контексте — Великобритании и ЕС. Возможно, нам просто стоит занять выжидательную позицию.