Когда судоходство через Суэцкий канал остановилось, Россия воспользовалась случаем, чтобы разрекламировать собственный торговый путь к северу от Сибири. Его даже называют «экологичной альтернативой». Но многое указывает на то, что усиление трафика по этому российскому маршруту, напротив, может усугубить климатические изменения.

Инцидент с севшим на мель в узком Суэцком канале гигантским судном Ever Given продемонстрировал, насколько уязвимы глобальные торговые пути. В начале кризиса было подсчитано, что каждые сутки простоя канала 10 миллиардов долларов улетали в трубу.

Но, как ни странно, некоторые даже извлекли выгоду из «малого Суэцкого кризиса» — например, Россия.

В то время как 500 тысяч кубометров сжиженного природного газа из Катара застряли в канале, российский газ беспрепятственно продолжал поступать в Европу, в том числе по трубопроводу «Северный поток» на дне Балтийского моря.

Российский экспорт нефти также пережил временный подъем, что, по мнению аналитиков, может привести к росту цен.

В российских СМИ политики и эксперты активно об этом высказываются, подчеркивая, насколько надежнее российские поставки по сравнению с остальными, которые приходится осуществлять через Суэцкий канал.

Но в первую очередь в России воспользовались шансом напомнить о Северном морском пути. Этот морской маршрут проходит к северу от России, и, по мере того как льды отступают, с каждым годом судоходный сезон становится все длиннее.

Этот маршрут — один из самых престижных проектов президента Путина, и Россия вкладывает огромные суммы в строительство ледоколов и усовершенствование инфраструктуры вдоль своего северного побережья.

По словам посла по особым поручениям и ответственного за сотрудничество в Арктике Николая Корчунова, «альтернативы Северному морскому пути нет».

Россияне с удовольствием рассказывают, что благодаря Северному морскому пути из Шанхая до Роттердама можно добраться вдвое быстрее. Эксперты в российской прессе даже утверждают, что это «экологичная альтернатива»: при использовании этого маршрута требуется меньше топлива, а значит, сокращаются выхлопы.

Страна намерена в ближайшие десять лет сделать маршрут доступным круглый год.

В то же время этот торговый путь сам по себе образовался именно вследствие климатических изменений, в которых виноваты люди. А глобальное потепление на самом деле ударит по России сильнее, чем по другим.

Например, в Сибири тает вечная мерзлота, а в последние годы еще и случаются ужасные лесные пожары. По информации собственного министерства экологии России, температура в стране выросла вдвое, чем в среднем по миру.

Другими словами: с одной стороны, климатический кризис может принести России экономическую выгоду. Но, с другой стороны, это означает, что у страны нет стимула в достаточной степени снижать выбросы в атмосферу.

За новую инфраструктуру вдоль Северного морского пути платят в основном российские нефтегазовые предприятия. А природоохранные организации вовсе не считают его «экологичным» — напротив. Они предупреждают, что увеличение морского трафика в Арктике только подстегнет глобальное потепление.

Ледяной торговый путь России

Северный морской путь пролегает к северу от России — от Берингова пролива на востоке до побережья Норвегии на западе. Финско-шведский первооткрыватель Адольф Эрик Нурденшёльд (Adolf Erik Nordenskiöld) первым преодолел его в 1878-1879 годах на парусном судне «Вега».

Из-за глобального потепления ледовый покров в Арктике уменьшается, и этот российский маршрут сейчас судоходен примерно пять месяцев в году. В последние годы трафик там стал гораздо интенсивнее: в 2017 году по маршруту перевезли 10,7 миллионов тонн груза, а в 2020 — уже 33 миллиона тонн.

Однако это все равно гораздо меньше, чем проходит по Суэцкому каналу, который пропускает через себя по 3 миллиона тонн в сутки.

Россия, однако, намерена в ближайшее десятилетие сделать этот маршрут судоходным круглый год. Это может стать реальностью отчасти благодаря ускоряющемуся глобальному потеплению, из-за которого ледовый покров ежегодно становится все меньше и меньше, но также потому, что Россия выводит на маршрут все больше атомных ледоколов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.